«Рубль должен существенно укрепиться в будущем году... Даже при цене нефти 60 долларов за баррель у нас есть потенциал для укрепления курса», - заявила в декабре прошлого года Эльвира Набиуллина. На тот момент за доллар давали 54 рубля, сегодня - 60. Почему же прогноз председателя ЦБ не сбывается?
Что происходит с рублем? Начиная с сентября прошлого года, когда начался сперва медленный, а потом все более стремительный обвал национальной валюты, чиновники уверяли нас, что рубль «переослаблен», что вот-вот начнется мощный отскок и спекулянты, играющие на понижение, будут посрамлены.
В феврале, когда нефтяные цены вроде бы оттолкнулись от дна, этот безудержный оптимизм стал оправдываться: доллар подешевел на десять рублей. Но еще каких-то три-четыре месяца назад такой курс мог присниться разве что в кошмарном сне. Однако власть он, похоже, вполне устраивает. Разрыв между рыночной стоимостью рубля и его «фундаментально обоснованным курсом» минимален, сообщила председатель ЦБ в своем недавнем интервью Forbes. Остается понять, что это такое - обоснованный курс. Глава Центробанка отвечает на этот вопрос так: «У нас есть пять моделей, по которым мы считаем. Фундаментально обоснованный курс определяется и состоянием платежного баланса, и прогнозом факторов, которые влияют на него: цена на нефть, отток капитала». Короче говоря, ответа нет.
На самом деле ключ к ларчику - в словах министра экономики Алексея Улюкаева, который в конце минувшего года обмолвился журналистам: «Для нас как для бюджетополучателей, для бюджетной системы, важна рублевая цена нефти. Я утверждаю, что для нас равновесным является примерно 3600 рублей за баррель нефти».
То есть рублевая цена нефтяной бочки получается путем умножения курса рубля к доллару на долларовую же стоимость барреля. «Эта цена была 3600 тогда, когда цена нефти в долларах была 110, а курс был 32-33, - объясняет Улюкаев. - Примерно такая же она и сегодня... Те же самые 3600 - и бюджет будет сведен, и сведен хорошо». Иными словами, рубль должен стоить столько, чтобы стоимость нефтяной бочки, выраженная в национальной валюте, не падала ниже упомянутых 3600 целковых.
Судя по текущей ситуации на валютном рынке, «формула 3600» остается в силе. Правда, на момент подготовки этого материала баррель стоил чуть больше - 3768 рублей. Если же, не дай бог, нефть вновь примется дешеветь, то ни о каком укреплении рубля, естественно, не может быть и речи.
Рубль обречен на ослабление даже в том случае, если нефтяные цены останутся на нынешнем уровне. Инфляция не щадит даже бюджет. «Формула 3600» через считаные месяцы может превратиться в «формулу 4000». Дальше - больше.
Если цена нефти продолжит расти, дела пойдут, конечно, веселее. Но... По мнению некоторых экспертов, рубль будет падать даже при дорожающей нефти. Финансовый аналитик Степан Демура считает, что вполне вероятна ситуация, при которой баррель будет стоить 150 долларов, а доллар - 150 рублей. Этому поспособствуют антироссийские санкции. Из страны ушли западные нефтесервисные компании, занимавшиеся геологоразведкой и обслуживанием добывающих скважин. На их долю приходилось 80% соответствующего рынка. Демура полагает, что «начнется резкое сокращение объемов добычи и соответственно экспорта нефти».
Разумеется, если Запад отменит санкции и в страну широким потоком хлынут передовые технологии, инвестиции и кредиты, расклад будет совсем иным. Но такой сценарий не рассматривают пока даже самые оптимистичные аналитики.
Андрей Владимиров
Фото FOTOLIA.COM