Новости экономики и финансов
2273 | 0

Россия охладела к парниковым газам

В ноябре вступило в силу Парижское соглашение по климату, ратифицированное 83 странами. Россия подписала соглашение еще весной, однако уже осенью заявила о том, что ратифицировать документ отказывается. Почему?

Россия охладела к парниковым газам
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Парижское соглашение по климату уже подписали и ратифицировали большинство наших соседей, включая Белоруссию. Инициатором соглашения считается вовсе не Париж, а Вашингтон. Отмечается даже, что администрация Обамы считает его одним из самых важных своих достижений.

Цель соглашения - ограничить выброс парниковых газов и в итоге сдержать повышение средней температуры на Земле в пределах двух градусов Цельсия к 2100 году от уровня доиндустриальной эпохи.

В апреле этого года в Нью-Йорке Россия подписала Парижское соглашение, обязавшись ограничить к 2030 году выбросы парниковых газов на уровне 70-75% от показателей выбросов 1990 года. Надо отметить, что обязательства, взятые на себя разными странами, существенно различаются. Что же касается России, то обязательство снизить выбросы до 70-75% к уровню 1990 года - чуть ли не самое передовое по сравнению с другими странами мира. Ввиду развала промышленности в 90-х годах РФ уже и так снизила выбросы парниковых газов на 43% к уровню позднего СССР.

Однако нынешнее обязательство предлагает снизить выбросы еще чуть ли не в два раза. Впрочем, осенью руководство России неожиданно заметило, что ратифицировать соглашение с подобными обязательствами просто невыгодно.

На днях прошли слушания в Общественной палате РФ, на которых эксперты пришли к выводу: «Ратифицировать Парижское соглашение значит выстрелить себе в ногу». Ратификация «может привести к разрушению базовых отраслей российской экономики, увеличению финансовой нагрузки на население, дестабилизации социально-экономической ситуации в ряде регионов РФ», - заявили эксперты в Общественной палате.

Против ратификации публично выступил на днях Союз нефтегазопромышленников (СНП) России. Президент союза Геннадий Шмаль осудил ввод углеродного сбора для предприятий, способствующих выбросу парниковых газов.

Интересно, что с аналогичной позицией в США выступил Дональд Трамп. В Штатах подобные сборы уже введены, и благодаря этому, по мнению Трампа, «при администрации Обамы энергетики находятся в глубокой осаде, мы абсолютно убиваем энергетический бизнес в нашей стране».

Банкротами из-за нового налога уже стали ряд крупнейших компаний по добыче каменного угля, тысячи людей остались без работы. При этом Хиллари Клинтон полностью поддерживает Парижское соглашение по климату.

Согласно соглашению, Россия должна ввести у себя углеродный сбор с предприятий в размере 15 долларов за тонну CO2. В итоге ежегодные выплаты превысят 40 млрд долларов, или около 3,5% ВВП. Больше других пострадают нефтегазовая и угольная отрасли, электро- и теплогенерация, транспорт, металлургия, говорится в докладе СНП.

Против ратификации выступило и Минэнерго. «Нормативная база России не готова к тем нормам, которые созданы и согласованы в рамках Парижского соглашения. Кроме того, мы связываем с этим соглашением много рисков для нашей страны», - заявил глава департамента энергосбережения Минэнерго Александр Митрейкин.

В Госдуме подсчитали, что в случае ратификации без работы в России останутся целые регионы, занятые в угольной отрасли. Об этом сообщил заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Дмитрий Исламов: «Хотим мы этого или нет, но вокруг Парижского соглашения муссируется вопрос о создании безуглеродной зоны. И все мы понимаем, что в первую очередь пострадает угольная промышленность, а это 110 тыс. человек, которые проживают в моногородах в Кузбассе и для которых работа в таких отраслях – основной заработок. Кроме того, какая безуглеродная зона может быть в Сибири, где главными источниками энергии являются уголь, газ? Готовы ли потребители этого региона платить в три раза дороже за более экологичные источники энергии? Наверное, нет».

Одним словом, от ратификации соглашения Россия решила отказаться. Открытым остается вопрос: а зачем тогда подписывали? И не просто подписали, но еще и взяли на себя «стахановские» обязательства?

Ответ прост: на днях глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов заявил о том, что Россия готова поторговаться с Западом. По словам Симонова, РФ ратифицирует это вредное соглашение, если в обмен на это Запад отменит санкции. «Мне кажется очень важным привязать ратификацию к снятию санкций», - заявил Симонов.

Аделаида Сигида.

Коммерсантъ/FOTODOM.RU

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.