Новости экономики и финансов
4461 | 0

Профессия машиниста может стать женской?

Профессия машиниста может стать женской?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В Екатеринбурге первая в России женщина - машинист поезда дальнего следования скоро вый­дет в самостоятельный рейс. На скоростных «Сапсанах» в Москве уже несколько лет работают девушки. В кабинах поездов метро то и дело мелькают женские лица.

Дамы все активнее осваивают железнодорожный транспорт, вот только мужчины рады этому далеко не всегда.

В январе 2023 года 41-летней екатеринбурженке Оксане Соколовой вручили удостоверение машиниста электровоза. С этого момента она стала первой в РЖД женщиной, которая сможет водить поезда дальнего следования.

Эта история началась в июне 2020 года, когда компания «РЖД» открыла набор женщин на обучение профессии помощника машиниста электропоезда. Абитуриенток обнадежили: в будущем они смогут претендовать на должность машиниста. На заманчивое предложение откликнулось более 300 представительниц прекрасного пола. В итоге отбор прошли 50 кандидаток. В их числе оказалась и Оксана Соколова.

«В детстве я жила в Сургуте, и путь в школу, домой, в магазин проходил по мосту над железной дорогой, по которой ходили поезда. Мы с друзьями махали машинистам, а они махали нам в ответ. Какими счастливыми мы были в тот момент!» - вспоминает она. Но работать на электровозах тогда дамам было запрещено, и Оксана отправилась работать в торговлю.

Через много лет она увидела то самое объявление о наборе помощниц машинистов в РЖД. Терять ей было нечего: женщина как раз хотела сменить место работы. «Вот так распорядилась судьба. Как пройти мимо? Мечта же сама в руки идет», - признается Соколова.

«Оксана Соколова окончила обучение и успешно сдала экзамен на право управления локомотивом. Сейчас первая женщина-машинист проходит трехмесячную практику в сопровождении опытного наставника. После ее окончания получит допуск к самостоятельной работе», - сообщили в пресс-службе Свердловской железной дороги.

В Екатеринбурге в должности машиниста уже трудится другая женщина - Карина Корчмарь водит областные электрички. Но поезда дальнего следования - куда более серьезная работа. На подходе еще две начинающие машинистки. Вероятно, эта профессия в скором времени станет женской. С тех пор как ее исключили из списка запрещенных для представительниц слабого пола, дамы бросились штурмовать железную дорогу.

Список был составлен еще в 1974 году. На тот момент он включал в себя 456 видов работ, среди которых, например, вождение грузовиков, бурение шахт... Профессии матроса, боцмана и водителя автобуса на междугородных маршрутах также были не для женщин. В феврале 2000 года документ пересмотрели, в 2021 году множество профессий официально стали доступны и для женщин.

Мнения о том, нужны ли дамы на железной дороге, расходятся. Мужчины не в восторге, многим пассажирам не нравится эта затея. «Надо объявлять, что поездом управляет дама, чтобы была возможность пропустить его и поехать с нормальным машинистом», - пишет в соцсети пользователь Полина Зимина. «Посудомойки сломают поезда. Зачем их вообще пускать на такую опасную работу. Вот увидите, это приведет к катастрофе», - еще одно мнение.

Критики цитируют интервью помощницы машиниста Анастасии Козияткиной. «Я работаю на Киевском направлении, здесь современные поезда и красивые виды по пути. Конечно же, у меня есть наиболее любимые участки: мне нравится проезжать рядом с лесополосой, особенно когда на улице чудесная золотая осень. Особая прелесть есть и зимой - заснеженные деревья выглядят завораживающе», - признавалась девушка журналисту, и ее слова вызвали раздражение среди мужчин. «В рейсе за приборами следить надо, а не золотой осенью любоваться» - это общее их мнение.

«В локомотиве нет даже туалета, а в комнатах, где ночуют машинисты, нет разделения на мужскую и женскую части. Кроме того, работа машиниста иногда предполагает тяжелый физический труд. Девушка ее выполнить не сможет, значит, в сложной ситуации ее напарнику придется рассчитывать только на себя», - пишет машинист Алексей Алексеев. Коллеги его поддерживают. «А менять в пути следования тормозные рукава или бегать с перемычками по машинному отделению кто будет? А если трубопровод лопнул и надо забить клин?» - спрашивает другой.

Между тем сегодня на железных дорогах страны трудится около 60 женщин - помощниц машиниста. Для успешной адаптации у каждой из девушек есть наставник, которого выбирали исходя из его опыта и стажа работы. Привлекали даже психологов, которые дали рекомендации по совместимости учителя и подопечного. Вероятно, все идет к тому, что со временем дам в кабинах локомотивов окажется куда больше и профессия станет вполне женской.

Наталья Пуртова.

Фото: Свердловская железная дорога.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.