В Москве стартовал сезон скидок. В магазинах на львиной доле товаров появились ценники, гарантирующие понижение цены практически на половину. Между тем москвичи не без оснований сомневаются, не является ли это очередной маркетинговой уловкой и можно ли купить действительно хорошую вещь за маленькие деньги, не став жертвой предприимчивых торговцев.
СКИДКА ВКЛЮЧЕНА В ЦЕНУ
Москвичка Татьяна Шутова уже давно подыскивала себе красивое платье на годовщину свадьбы. Нельзя сказать, что она обошла всевозможные магазины, но цены, как ей казалось, изучила хорошо. Поэтому она до сих пор не понимает, как могло получиться, что, зайдя в один из торговых центров города, буквально потеряла голову. На разукрашенных люрексом вещах висели ценники со словом sale. И внизу приписка: «Минус 30 процентов», «Минус 50 процентов».
Татьяна сама не заметила, как набрала полную тележку совсем ненужного барахла. На кассе ей насчитали сумму почти вдвое большую, чем она рассчитывала.
«Кассирша стала сбивчиво объяснять, что цена указана уже со скидкой. То есть на ценнике написано, что платье стоит 3 тысячи рублей. Рядом указатель о том, что скидка 50 процентов. Естественно, я посчитала, что платить придется только 1500 рублей. Но мне сказали, что раньше оно стоило 6 тысяч и половина стоимости уже сброшена. Вот только нигде об этом не было написано», - жалуется незадачливая покупательница. Пока она размышляла, что делать, уже собралась очередь, и кассирша всячески выражала свое недовольство. Платье Татьяна все-таки купила, признав при этом, что порядком переплатила.
«Магазины никогда не будут работать себе в убыток», - объясняет Леонид Хрычов, в недавнем прошлом эксперт по маркетингу крупной торговой сети. Он рассказывает, что еще пятнадцать лет назад все махинации строились на простой человеческой жадности.
«Это особенно свойственно нашим людям - при слове «халява» они просто теряют рассудок. Вы даже не представляете, какие деньги можно сделать, повесив всего лишь одну табличку с надписью SALE. Сметают все подряд, даже не удосужившись посмотреть ассортимент соседнего магазина, где аналогичный товар стоит дешевле без всяких распродаж», - рассказывает Леонид.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Если со скидками в крупных супермаркетах не все в порядке, продавцов-консультантов в торговом зале становится гораздо меньше, чем обычно. Раньше они стояли на каждом шагу и навязчиво предлагали свои услуги, но в сезон «нечистых» скидок вы днем с огнем не найдете ни одного из них. А если и найдете, человек будет невнятно говорить, что не владеет вопросом и сейчас пригласит менеджера. Расчет основан на том, что покупателю будет недосуг искать сотрудников магазина или подолгу ждать их, поэтому, немного помаявшись, он идет к кассе, так и не получив полной информации о скидке на товар.
Заявление «товар со скидкой возврату и обмену не подлежит» незаконно. Уценка не снимает с продавцов обязанность принять или обменять бракованный товар в течение 14 дней.
Скидки «до 70 процентов», «до 90 процентов» - популярный психологический прием. Главным здесь является предлог «до». На практике это может быть и 5 процентов, и 10. Скидка в 90 процентов возможна только на откровенно неликвидный товар.
«ЗОЛОТЫЕ» КУПОНЫ
Со временем покупатели стали опытнее и придирчивее. Появились даже «профессионалы», которые великолепно разбираются во всевозможных скидках. Они отслеживают предложения в интернете, проверяют ценники и могут точно сказать, где настоящая распродажа, а где ее видимость.
Ирину, одну из таких «профессионалок», мы нашли на одном из сайтов, где продаются купоны на скидки. Она сразу предупредила - в таком деле надо быть особенно осторожными. С первого взгляда это «золотое дно». Например, свои услуги предлагает косметический салон - скидка 70 процентов. Те процедуры, которые обычно стоят не меньше 10 тысяч, здесь можно сделать всего за две. Указан телефон и адрес салона - вроде бы солидное и дорогое заведение. Его сотрудники вежливо объясняют, что им выгоднее принять пару десятков «скидочных» посетителей в день, чем двух-трех богатеев, способных оплатить услуги по полной программе. Все логично, и руки сами тянутся к компьютеру, чтобы купить этот волшебный купон.
«Не надо этого делать! - консультирует Ирина. - вот именно в такой момент вы попадаете на удочку вымогателей». Но об этом посетитель узнает только после того, как окажется в кресле косметолога. За каждое движение специалиста здесь придется платить дополнительно. «Вам скажут, что по скидке они могут использовать один препарат, и намекнут, что он не очень эффективный. А если доплатить, то можно сделать куда более качественную процедуру. Обычно женщины соглашаются - не зря же они сюда ехали».
«Давайте посмотрим правде в глаза. Я работал на предприятии, которое пользовалось услугами данных сайтов, расскажу, как все было. Допустим, есть услуга стоимостью 1000 рублей. Приходят товарищи с «купоночного» сайта, предлагают сделать скидку в 60 процентов. Из оставшихся 40 процентов они забирают половину. Вычитаем затраты и налоги. В лучшем случае от 1000 рублей мы получали 250 рублей. Присаживаемся и думаем: где тут выгода? Выгода - только сайту. И тогда следует логичный вывод: или ты завышаешь стоимость услуг, или что-то не доделываешь», - объясняет схему «купоночного» бизнеса один из его участников.
ПРАВИЛЬНАЯ РАСПРОДАЖА
Между тем найти скидки и не пострадать можно довольно легко. Многие продавцы делают распродажи в межсезонье. Покупать летние туфли глубокой осенью - это, конечно, небольшое удовольствие, но именно тогда можно рассчитывать, что речь идет о распродаже, а не об обмане. Всегда полезно изучить ассортимент. Если есть хотя бы самый незначительный брак, например плохо пришитая пуговица, можно потребовать скидку. Для этого лучше не торговаться с продавцами - они ничего не решают, а сразу приглашать менеджера зала. Опытные покупатели знают, что эти люди довольно охотно идут на компромисс.
Многие торговые точки могут сделать скидку в обмен на обещание оставить положительный отзыв в интернете или прийти сюда еще раз. Это работает в небольших магазинах, где постоянных посетителей знают в лицо. «Бесплатный сыр» здесь никто не гарантирует, но и в мышеловку покупатель точно не попадет.
КУРИНЫЕ ЛАПКИ ПО УМЕРЕННОЙ ЦЕНЕ
В продуктовых магазинах скидки делают чаще всего на просроченные товары или те из них, чей срок годности вот-вот закончится. Поэтому, если есть надпись sale, следует внимательно присмотреться к покупке. Возможно, она уже много раз перележала свое время на полке. «Купила со скидкой замороженную курицу, пришла домой, разморозила - она оказалась уже с душком», - жалуется на сайте крупной торговой сети одна из покупательниц.
Со скидкой можно покупать, например, бакалею - даже если она просрочена, обычно ее не доводят до того состояния, когда появляется плесень», - посоветовала нам менеджер торгового зала одного популярного сетевого магазина Татьяна Инина. Но при этом очень не рекомендовала приобретать на распродажах мясо, птицу и рыбу. В конце концов продуктовые магазины никогда не делают больших скидок. Двадцать-тридцать рублей - это максимум. Так стоит ли рисковать из-за таких денег?
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Следует помнить, что заведению, которое использует эту схему, выгодно заключить с клиентом долгоиграющий контракт. Продавцы могут навязать целый курс услуг, особенно если речь идет о стоматологии или косметологии. Поэтому знающие люди советуют осторожно относиться к тем из них, где при первом посещении просят принести с собой паспорт. Часто менеджеры объясняют это тем, что находятся в здании с пропускной системой, но причина не в этом: пока клиент не одумался, его раскручивают на подписание договора, а также оформление рассрочки или кредита. Для этого и нужен документ.
Наталья Пуртова
Фото lingerieinsight.com