В кризис всем приходится несладко: и гражданам, и даже такому промышленному гиганту, как Газпром. Впрочем, трудности у нас, конечно, разные.
На прошлой неделе были опубликованы сведения из отчета Газпрома по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности). Из них следует, что в 2014 г. прибыль концерна, относящаяся к его акционерам, упала по сравнению с предыдущим годом более чем в семь раз - с 1,139 трлн до 159 млрд рублей. Прибыль Газпрома от продаж сократилась в прошлом году на 276,785 млрд, или на 17%. Не станем вникать в причины - их довольно много. Интереснее другое. В том же отчете читаем, что в 2014 г. размер краткосрочного вознаграждения членам совета директоров и правления Газпрома вырос почти в два раза по сравнению с 2013 г. и составил 4,393 млрд рублей. В 2013 г. на вознаграждения топ-менеджменту концерн направил 2,261 млрд рублей.
Выходит, результаты работы хуже, а начальство компании получает гораздо больше. Где же тут экономическая логика? Она не просматривается. Зато нагляден принцип: своя рука - владыка. Ну хорошо, тогда возникает другой вопрос: куда смотрит государство, которому принадлежит 56,373% акций концерна? Повышение денежного вознаграждения топ-менеджеров Газпрома в нынешнее кризисное время как-то «не в дугу». Государство сегодня, как нас заверяют, пытается экономить на всем - по живому режет социалку, сокращает зарплаты чиновников и депутатов. Кремлевская пресс-служба сообщила, что президент на 10% уменьшил зарплату себе и премьер-министру. А газпромовские тузы получают не меньше, а, наоборот, больше!
Опасная тенденция! Если оплата труда топ-менеджеров Газпрома ничуть не зависит от результатов их деятельности, чего им, спрашивается, «пупы рвать»? Они свое кровное получат при любом, самом неблагоприятном раскладе. Чего не скажешь о врачах, учителях и прочих бюджетниках. Газпром - один из крупнейших в стране налогоплательщиков. Чем ниже у него доходы, тем меньше поступления в казну. Так что, в отличие от топ-менеджеров Газпрома, благосостояние многих их соотечественников напрямую зависит от результатов работы газовой монополии.
Борис Невис