В последнее время модным стал термин «шринкфляция». Название громкое и почти загадочное, но смысл перевода с английского прост.
Это всего лишь снижение производителем количества, объема или веса товара в упаковке при сохранении или при непропорционально малом снижении отпускной цены. Уменьшая объем или вес товара, переходя от цен на вес к ценам на объем (или наоборот), производители создают у покупателей мнимую видимость дешевизны. Проще говоря, происходят обман, обвес, или грубо - воровство.
Продавцы, желая заработать по-легкому, не напрягая клиентов ростом цен на привычные товары повседневного спроса, начинают манипулировать упаковкой. Не так чтобы слишком - с первого взгляда фокус этот можно и не заметить. Но, учитывая большое количество продаж, даже маленькая маржа от каждой складывается в значительную прибыль.
Производители по всему миру в периоды роста затрат часто предпочитают не поднимать цены открыто. По оценкам экспертов, ежегодные потери российских граждан из-за скрытого повышения цен достигают 1 триллиона рублей.
Председатель Союза потребителей России Алексей Койтов рассказывает о подобных хитростях. Это и указание стоимости «за 100 грамм», и акционные ценники, где крупно выделена «специальная» цена, а реальная - указана мелким шрифтом. «На маркетплейсах добавляется проблема скрытых комиссий и дорогой доставки, которые перекрывают выгоду от низкой цены товара», - отмечает Койтов.
Эксперт подчеркивает, что шринкфляция чаще всего затрагивает товары повседневного спроса. В зоне риска - кондитерские изделия, снеки, чипсы, кофе, молочная продукция, сыры, колбасы, а также средства личной гигиены и бытовая химия. Именно на эти продукты и предметы у покупателей сформирована ценовая память, и производители рассчитывают, что изменение на 10-15 грамм останется незамеченным.
То есть деньги делаются «по мелочам», но много. В смысле с оборота. Койтов делится секретами: «Когда объем уменьшается, а цена и размер упаковки остаются прежними, это вводит покупателя в заблуждение. Он теряет возможность сделать осознанный выбор - это прямое нарушение прав потребителя».
Как эффективный инструмент против скрытого повышения цен Союз потребителей России предлагает обязать торговые сети указывать на ценнике не только цену за упаковку, но и стоимость за единицу веса или объема - килограмм или литр.
Контролировать эти процессы должна ФАС. Но антимонопольная служба пока не в состоянии справиться с этим, слишком много желающих «легко деньжат срубить». Сейчас в Госдуме готовят соответствующий закон. Но будет ли он работать под вывеской хитрой упаковки?
Павел Максимов.
Рисунок: Е. Кран.









