В последнее время по всей России банкротятся и закрываются небольшие магазинчики - их выдавливают с рынка современные супермаркеты, гипермаркеты и дискаунтеры. В этой ситуации страдают местные производители: фермеры, частные молочные и небольшие колбасные заводы - поставщики тех самых маленьких магазинчиков. Что им теперь, закрываться?
Сенатор Андрей Кутепов разработал законопроект, по которому торговые сети будут обязаны продавать в регионах товары местных производителей. Он еще не внесен в Госдуму, но уже вызвал бурное обсуждение в СМИ и соцсетях. Можно ли обязать ретейлера продавать то, что он не хочет или считает невыгодным? Как новый законопроект соответствует принципам свободы перемещения товаров, принятым в РФ?
Сегодня много говорят о том, как поднять экономику России, как помочь малому бизнесу. Вот оно, очевидное решение: имея понятный канал сбыта продукции и заранее известные объемы продуктов, которые купит, а затем продаст торговая сеть, фермеры и другие частники смогут наконец вкладываться в свое производство. Модернизировать оборудование, увеличивать объемы производства и улучшать качество продукта, чтобы не терять покупателя.
Фермеры и производители мясной и молочной продукции новый законопроект о квоте мест на полках для товаров местных производителей приветствуют. Говорят, такая мера действительно поможет удержать на плаву малый бизнес, который дает немало налогов в бюджет государства. Так что хорошо будет всем.
Но нашлись и противники законопроекта. «Любая попытка администрировать рыночные процессы ведет к нарушению равновесия спроса и предложения, а значит, и к падению эффективности всех участников цепочки от поля до прилавка», - высказал свое мнение о законопроекте, назвав его порочным, председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка и услуг Александр Борисов.
Тем временем часть торговых сетей по договоренности с властями регионов уже квотирует долю товаров местных производителей на полках своих супермаркетов. Однако малый и средний бизнес продолжает жаловаться на то, что добраться до полок в крупной торговой сети сложнее, чем произвести товар: слишком много барьеров.
Нина Белова.
Фото: AdobeStock