Реклама в газете
Потребительский рынок
112 | 0

Почему наша рыба уплывает за рубеж

Президент Владимир Путин недавно заявил, что россияне недоедают рыбы.

Почему наша рыба уплывает за рубеж
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Мы съедаем в среднем 22-24 килограмма рыбы в год, а надо бы 28 килограммов, как советует Минздрав. В странах, где едят больше рыбы, люди живут дольше.

Жители России и рады бы есть больше рыбы, красной и черной икры, мидий и устриц, но тогда морепродукты сами съедят нас, то есть семейный бюджет.

С мясом, к слову, такой проблемы нет. Россияне теперь едят мяса на 6% больше нормы. А все почему? Государство запустило программу импортозамещения, начало выдавать льготные кредиты производителям свинины и птицы. Число ферм выросло - цены упали. Хотя, конечно, логистика мяса проще: холодную курицу легче развезти по магазинам, чем мороженую рыбу от мест промысла.

С рыбой ведь какая основная проблема? Географическая! В Центральной России морей нет, реки рыбой оскудели. Минтай, сельдь, лососевые ловят на Дальнем Востоке, треску - в Белом море. Везти улов через всю страну дорого. Рефрижераторные контейнеры, холодильные склады — все это расходы и расходы. Цехов переработки свежей продукции на берегу очень мало. В конечном счете потребитель задумается: а не купить ли ему дешевой курятины вместо дорогущей трески?

Не секрет, что у рыбаков есть огромный соблазн - продать морепродукты в Китай, Японию, Корею, то есть рядом с местом вылова. Там рыбу обожают: на человека приходится 57 килограммов рыбы в год. Азиаты готовы платить за рыбу из Владивостока хорошие деньги. Сейчас почти все добытое у нас забирают китайцы. Получается парадокс: российская рыба уплывает в Китай, потому что для своего покупателя она стоит дорого.

Итак, подведем итоги. Первая причина рыбного дефицита - длинная и дорогая доставка. Вторая - мало перерабатывающих заводов рядом с местом вылова. Вот если бы рыба была потрошенная и замороженная, без голов и прочих потенциальных отходов, то доставлять ее в другие регионы России стало бы выгоднее. Третья - экспорт рыбы в Китай и Корею пока выгоднее. Ну и, наконец, цены. Их задирают из-за сезонности вылова. Рыбу надо продать так, чтобы прожить до следующего «урожая».

Как же поднять потребление рыбы в России? Сделать ее доступной для среднего потребителя. Эксперты рынка предлагают конкретные шаги. Например, нужны субсидии РЖД на перевозку рыбы из ДФО, причем не разовые, а системные. Надо строить заводы по переработке рыбы на том же Дальнем Востоке. Зачем везти лед и рыбные головы через всю страну? Разумней перерабатывать на месте. Так меньше улова будет портиться и отсеиваться на свалки в процессе перевозки.

Нина Белова

Фото: LEGION-MEDIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.