Ни для кого не секрет, что маркетплейсы часто являются рассадником поддельных товаров. Чтобы прекратить продажу некачественной продукции, Госдума приняла в первом чтении законопроект, который обязывает продавцов и владельцев маркетплейсов указывать в сведениях о товаре ссылку на сертификат соответствия. Предполагается, что так покупатели получат достоверную информацию о товарах и об их изготовителях. Вот только насколько эффективно такое решение и не станет ли нововведение очередной профанацией?
3 ИЗ 4 ПАЧЕК КОФЕ ОКАЗАЛИСЬ ПОДДЕЛКОЙ
Когда известные бренды ушли из торговых сетей России, в нашу страну хлынул поток поддельных товаров. Последние исследования показали, что на российских маркетплейсах доля подделок смартфонов составляет 31%, ноутбуков - 30%, смарт-часов - 63%.
Недавно крупная компания, специализирующаяся на продаже кофе, провела свое исследование. Сотрудники фирмы купили на двух крупнейших интернет-площадках упаковки кофе Lavazza Ora, который стоил гораздо дешевле, чем в магазинах. При этом в карточке у одного из продавцов была отметка о том, что товар оригинальный.
Зерна проверили в лаборатории: 3 из 4 пачек оказались подделкой. Был отмечен странный запах зерен, а кто-то даже нашел в упаковке камешек. Во время экспертизы выяснилось, что в пачках расфасована робуста — это конголезский кофе из Африки. Он достаточно крепкий и имеет заметную горчинку. При этом на этикетке указана 100% арабика, которая принципиально отличается по вкусу. К тому же обжарка поддельного кофе значительно отличалась от обжарки зерен в контрольной пачке.
Почти 90% бытовой химии в маркетплейсах - тоже подделки. Вот одно из недавних сообщений из ленты новостей: «Мошенники произвели свыше 68 тонн поддельной бытовой химии. Помещения, где изготавливался контрафакт под известными торговыми марками, располагались в Тульской и Калужской областях. А фасовка, упаковка и хранение осуществлялись в офисных и складских помещениях в Восточном административном округе столицы и подмосковной Балашихе».
Фальшивая бытовая химия может оказаться и в упаковке от оригинального товара. Внешних отличий не найдете. «Особенно это коснулось товаров концерна Henkel, который покинул Россию. Под видом продукции этой компании из стран ЕС продают китайские стиральные порошки плохого качества, да еще и по очень высокой цене - 1000 рублей за килограмм Persil», - предупреждает эксперт в сфере интернет-торговли Илья Вачуров.
В большинстве случаев вернуть деньги покупателям не удается. «Правила продажи на маркетплейсах так построены, что площадка не участвует в судебных разбирательствах. Она всего лишь «улица», на которой выставляют товар эти продавцы. Потому риски большие. Сегодня этот продавец есть, а завтра его нет», - говорит юрист Алишер Захидов.
С ПРОДАВЦОВ СПРОСЯТ СЕРТИФИКАТ
Чтобы хоть как-то справиться с ситуацией, Госдума приняла в первом чтении законопроект, который обязывает продавцов и владельцев маркетплейсов указывать в сведениях о товаре ссылку на сертификат соответствия. Сертификат качества и декларация — это документы, подтверждающие, что продукция не навредит покупателю. Многое из того, что продают в интернете, обязательно сертифицировать по закону, например детские игрушки и продукты питания. Маркетплейсы не могут рекламировать товары, подлежащие обязательной сертификации, без необходимых документов, поэтому они запрашивают их у продавцов. Но покупатели чаще всего их не видят. Теперь депутаты приняли решение эту ситуацию поменять.
Предполагается, что рядом с карточкой товара будет присутствовать ссылка на сертификат. «Именно ссылка, а не фотографии указанных документов, потому что мы понимаем, как просто сегодня любые фотографии подделать», - уточнила автор инициативы депутат Татьяна Буцкая.
Но будет ли такая инициатива эффективной? Эксперты опасаются, что нечистые на руку продавцы могут новые правила довольно легко обойти. Например, мошенники оформляют сертификат только на часть партии, которая соответствует требованиям, в то время как остальная часть останется поддельной. Проверить при покупке, какого качества приедет товар, практически невозможно. Много способов обойти и требование прикреплять на страничке товара и ссылку на сам сертификат. Правильный он или нет, относится ли к данному товару или был выписан на совсем другую партию?
«Пока неизвестно, кто должен проверять сертификаты соответствия, их достоверность и соответствие товару. Подобные документы нечестные продавцы могут скачать из интернета», - отметил президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Получается, что законодательная инициатива не повлияет на ситуацию с подделкой товаров, а только приведет к их подорожанию?
Наталья Пуртова.
Фото: LEGION-MEDIA