Ждет ли Россию массовое закрытие торговых центров? В некоторых ТРЦ сегодня, после ухода западных брендов и снижения покупательной способности россиян, пустуют целые этажи. В то же время статистика показывает рост продаж у маркетплейсов типа Wildberries и Ozon.
Похоже, в экономике наметился новый тренд: чтобы сэкономить, россияне массово перешли к покупкам на маркетплейсах.
Многодетная мать Светлана Кутявина рассказала, что одежду своим детям-подросткам, игрушки, какие-то бытовые вещи для дома и многое другое она уже полгода покупает только на маркетплейсах. «Там часто бывают акции. Я подписана на рассылку. Благодаря этому удается многое покупать за смешные деньги. Если какая-то майка или футболка детям не подошла, есть возможность отказаться и купить другую за те же деньги. В обычных магазинах я бы детям все это купить не смогла, слишком дорого», - объяснила она свое ведение семейного бюджета.
Бизнесмен Вячеслав Кузьменко считает, что расцвет маркетплейсов скоро приведет к закрытию десятков ТЦ по всей стране и разорению сотен ИПэшек, преимущественно в регионах. Многие офлайн-магазины сегодня просто не тянут бешено подорожавшую аренду помещений.
Снижает популярность торгово-развлекательных центров и уход оттуда собственно развлечений. Многие кинотеатры закрылись из-за отсутствия контента - нечего показывать. Неудивительно, что отечественный фильм «Сердце Пармы» бьет рекорды просмотров. Люди просто изголодались по зрелищному кино.
А зрители кинотеатров попутно совершали покупки в гипермаркетах. Сейчас люди смотрят кино онлайн в гаджетах и домашних компьютерах. Импульсивных покупок стало в разы меньше.
В то же время в маркетплейсах цены на одежду сейчас ниже в разы, чем в ТРЦ. Есть возможность примерки. Зачастую есть даже возможность заказать несколько вещей, все перемерить и выбрать одну. Есть программы лояльности, дающие право на скидки.
Ожидаемо эти сервисы набирают народную популярность. Ведь в эпоху нестабильности и кризиса масса людей стремится экономить семейный бюджет.
Единственное, что смущает многих покупателей, - порой из маркетплейсов персональные данные покупателей улетают в недра даркнета, а оттуда - мошенникам. Это создает дополнительные риски, которых нет в обычных магазинах, где спокойно можно расплатиться наличными и не предоставлять никаких своих личных данных.
Росту продаж на маркетплейсах способствовало несколько факторов. Во-первых, уходя, западные бренды распродавали остатки зачастую как раз на маркетплейсах. Во-вторых, в рамках параллельного импорта сейчас на маркетплейсах растут продажи товаров из Казахстана, Турции, Китая и других стран. В-третьих, на маркетплейсах проще найти дешевый товар, при этом многих покупателей устраивает соотношение цены и качества.
«Смену ветра» в покупательских предпочтениях россиян уже заметили рекламные агентства. Если раньше по телевидению в основном крутили рекламу дорогих модных брендов одежды и косметики, автопрома, то сейчас на ТВ все больше появляется роликов про «руки-загребуки» и распродажи в онлайн-магазинах.
Яна Полянская.
Фото: ADOBE STOCK