Потребительский рынок
3638 | 0

Чем опасно ограничение роста цен

Чем опасно ограничение роста цен
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Группа депутатов Государственной думы предложила ограничить торговую наценку на социально значимые продукты. В правительстве выступили против. Кто победит в этом споре?

Депутаты хотят внести поправки в законодательство, согласно которым «доля прибыли торговых организаций от реализации продовольственных товаров «первой цены» не будет превышать 10 процентов». Таким образом на Охотном Ряду хотят предотвратить безудержный рост цен.

По мнению авторов инициативы, это происходит за счет увеличения наценок целым рядом организаций, которые участвуют в цепочке от производства до продажи продуктов. Это перерабатывающие предприятия, посредники, торговые сети. Каждое звено накручивает дополнительную стоимость, и ценники становятся заоблачными. В Росстате, где мониторят информацию по продуктам, которые входят в социально значимый пакет, даже не стали публиковать статистику за 2022 год. Но известно, что больше всего подорожала капуста - на 10,6%, свежие помидоры стали дороже на 9,8%, а огурцы - на 8,5%. Ценник на морковь изменился на 7,0%, на столовую свеклу - на 4,6%. Стали дороже бананы (9,6%), а за груши придется отдать на 9,1% больше, чем раньше.

Нововведение, предложенное депутатами, обсуждалось в Минсельхозе и Минпромторге. Чиновники заявили, что ограничивать продавцов и производителей - не самое лучшее решение. В ведомствах полагают, что это может привести к дестабилизации экономики и дефициту. И с этим мнением согласны многие эксперты.

«Социально значимые товары начнут постепенно пропадать с полок магазинов. Торговая сеть будет заявлять о том, что они есть в ассортименте, выставит небольшой объем этой продукции на полку, она будет в относительно короткие сроки реализовываться, после этого там останется пустое место с социально значимым ценником. Ретейлеры будут заинтересованы перенести часть финансовой нагрузки на поставщиков другим образом, не используя прямую наценку, а используя различные маркетинговые сборы, различные формы бэк-маржи, ретро-бонусы и так далее», - говорит генеральный директор информационно-аналитического агентства Иван Федяков.

В Федеральной антимонопольной службе заявили, что торговые сети могут добровольно ограничивать сами себя. Например, после того как инициатива прозвучала в парламенте, многие сети по собственной воле снизили наценки на часть товаров до 5%. Представители ретейла заявили, что готовы делать все для того, чтобы цены не выросли. К тому же в Минсельхозе напомнили, что у правительства уже есть право вводить предельные цены на отдельные продукты на срок до 90 дней при их росте более чем на 10% в течение 60 дней без учета сезонности. Минсельхоз, Минпромторг, ФАС и торговые сети также согласовывают добровольные ограничения наценок на часть овощей, молочные продукты, сахар и хлеб.

Между тем торговые сети вряд ли станут работать себе в убыток. К тому же известно, что заморозки цен всегда заканчивались их резким взлетом, что очень больно било по карманам не самых богатых покупателей - тех самых, чей кошелек государство собралось защищать. Торговцы попросту увеличивали стоимость других товаров, не входящих в список социально значимых. В итоге выигрывали все, кроме потребителей.

Наталья Пуртова.

Фото: LEGION-MEDIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.