Очередная волна слухов на «гастрономическую тему» одних наших граждан рассмешила, а других - встревожила.

Речь о проекте со странным названием «Российская полка», который давно гуляет по коридорам министерств и никак не найдет себе места.
Законопроект предполагает очередной вариант поддержки отечественного производителя: дескать, розничные торговые сети должны выделить фиксированное и приоритетное место на прилавках для размещения отечественных товаров.
«Это не просто попытка изменить выкладку товаров. Это про новые маршруты, по которым региональный производитель может попасть на витрину федеральной сети, минуя множество привычных барьеров», - поясняют авторы документа.
Вроде бы все просто и очевидно. Но в экспертном сообществе заварилась дискуссия. Минпромторг декларирует цель - поддержать российские бренды после резкого ухода с рынка иностранных компаний в 2022-2023 годах. Есть и иные мнения.
Эксперт в области ретейла Михаил Лачугин отмечает, что проект вызвал недовольство среди представителей отраслевых ассоциаций, основная претензия заключается в некоей «размытости и чрезмерной упрощенности документа». Хотя инициатива направлена на поддержку местных производителей, но она может негативно сказаться на темпах развития рынка.
Прежде всего, неясно, что можно считать российским товаром. Если продукт изготовлен из иностранных компонентов на зарубежном оборудовании и упакован в иностранную упаковку, можно ли его считать отечественным? И что насчет продукции, которую иностранный бренд начал производить в России, - станет ли она теперь местной? Вопросы, на первый взгляд, простые, но ответы на них вызывают споры.
«Проект закона о «российской полке» актуален главным образом для непродовольственной сферы, где государственная поддержка может сыграть ключевую роль в развитии отечественного производства», - утверждает заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Юлия Оглоблина.
Ряд экспертов при этом считает, что намерение предоставить привилегии одним производителям и ввести ограничения для других выглядит несколько странно. Куда, мол, важнее, чтобы российские компании сосредоточились на улучшении качества управления и производства продукции, а не надеялись на административные преференции. Другие специалисты указывают, что решение проблемы заключается не в специальных квотах и ограничениях, а в развитии внутреннего потенциала, улучшении стандартов и создании честной конкурентной среды.
Минэкономразвития в своем отзыве уточнило, что предлагаемые нормы конфликтуют с уже действующим регулированием. В России и в целом в ЕАЭС уже используют декларации или сертификаты о происхождении продукции. Как раз в них фиксируют место ее производства.
Законопроект рискует ограничить в правах иностранных обладателей товарных знаков, которые развернули в РФ производство полного цикла, подчеркнули в Минэкономразвития, отметив, что компании не обязаны регистрировать товарные знаки. Это право производителя, а не его обязанность, добавили в ведомстве. Поэтому в случае принятия проекта о «российской полке» отечественным изготовителям придется тратить силы и финансы на регистрацию своих брендов в Роспатенте.
Против проекта уже выступали ФАС и крупная торговля, которые указывали, что такой подход может спровоцировать рост цен и закончиться пустыми прилавками в отдаленных регионах.
Члены Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка, а также семь объединений производителей и поставщиков продуктов питания обратились в правительство России. Они просят отказаться от поддержки законопроекта о «российской полке».
Короче, битва за «российскую полку» в самом разгаре. И в нее вполне могут включиться совсем неожиданные игроки. Дело в том, что большинство российских розничных сетей принадлежит вовсе не России, а совсем даже иностранным компаниям. Список их давно известен, в нем как минимум 30 (!) фирм. От «Ашана», «Пятерочки» и «Перекрестка» до куда более скромных. Намутили горе-реформаторы. Общие обороты у сетей триллионные. И с такими «козырями» приходится считаться тем, кто хотел бы поддерживать отечественных производителей.
Григорий Алексеев
Фото: LEGION-MEDIA