Потребительский рынок
1924 | 0

«Черную пятницу» затянуло в Сеть

«Черную пятницу» затянуло в Сеть
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Ежегодно в мире в конце ноября проходит праздник распродаж и наступает время покупательского ажиотажа. В этом году коронавирус и здесь заставил потребителей изменить подход к процессу шопинга.

ПЛАНШЕТ ПРОТИВ ТУФЕЛЬ

Сами того не замечая, во время ограничений, связанных с появлением в мире нового вируса, россияне (и не только они) вырабатывали новые модели потребления. Общая нестабильность, пандемия и локдауны вынудили покупателей массово уйти в онлайн, а когда в период традиционной скидочной акции ноября большинство торговых центров держали двери открытыми, не запрещая входить даже тем, у кого нет QR-кодов, многие все равно предпочли шопиться в Сети. Причем отличием российской «черной пятницы - 2021» от предыдущих сейлов стало увеличение продаж продуктов питания. Чаще всего россияне закупали акционные крабовые палочки, консервированные горошек и кукурузу, которые обычно входят в меню новогоднего стола. В «Пятерочке», «Перекрестке» и «Карусели» спрос на них вырос в среднем на 250%.

Во время прошедшей «черной пятницы», которую одни продавцы растянули на неделю, а другие на три, покупательская активность по сравнению с ноябрем 2020 года выросла на 23%. Как отмечается в исследовании, проведенном ВТБ, в первый день распродаж спрос на электронику вырос в шесть раз, на телевизоры - на 41%, на планшеты - в 10 раз, на бытовую технику - в 4,2 раза. Товары для красоты и здоровья стали популярнее в 2,2 раза, часы - в 2,7 раза. Кроме того, на 71% повысились продажи ювелирных изделий и на 68% зоотоваров. Зато продавцы одежды и обуви на этот раз оказались в числе неудовлетворенных итогами распродаж. Видимо, сказались то тут, то там вводимые ограничения из-за ковида - ходить в обновках особо некуда, а телевизор или планшет точно пригодятся в локдаун, если он опять случится.

Несмотря на маркетинговую поддержку акций и скидок на товарный ассортимент, в эту «черную пятницу» трафик в целом оказался ниже ожидаемого более чем на 12%, однако средний чек на одного покупателя вырос, что лишний раз подтверждает - цены на все скачут вверх.

А вот кто остался особенно доволен итогами «черной недели» распродаж с 22 по 28 ноября, так это онлайн-продавцы. Они радостно отчитались о росте заказов по сравнению с 2020 годом. Например, оборот маркетплейса Wildberries вырос в 2,6 раза, у Ozon - в 4 раза. Наибольшим спросом пользовались платья, книги, кремы, чехлы для телефонов, ботинки, гирлянды, куртки, чай, сухой корм для животных и сумки.

ПРАЗДНИК ДЛЯ СТРАДАЮЩЕЙ ДУШИ

Что заставляет людей верить в «черную пятницу», учитывая, что объявляя «небывалый дисконт», продавцы зачастую подменяют его хитрыми маркетинговыми уловками? Например, до начала сейла повышают цену на товар, а потом перечеркивают ее и обозначают «невероятную» скидку в 50-70%. Давно не секрет, что в дисконтные дни товары могут продаваться по цене, немного ниже реальной, а то и вовсе по той же, что и в обычные дни, но народ все равно лезет за кошельком и платит, платит, платит... Психологи уверяют, что, тратя деньги за товар даже по фейковой скидке, люди просто снижают тревогу. Пандемия нам всем ее неслабо добавила, и то, что только на интернет-площадках россияне потратили в ходе ноябрьских сейлов 85,7 млрд рублей (в 2,2 раза больше, чем в 2020 году.), масса народа весьма успешно снизило свой уровень беспокойства.

Стоит отметить, что по данным экспертов, в последние годы продавцы стали скромнее и уже не обещают нереальные 95% скидки, более-менее честно ограничиваясь предложениями в 20-30% или 50%. Да и покупатели стали практичнее: заранее ищут интересующие товары, запоминают исходную цену и уже не кидаются на заманчивые скидки-уловки, зная цену товара до начала распродаж.

НЕ ДОВЕРЯЙ И ПРОВЕРЯЙ

По мере роста онлайн-продаж, к ежегодным скидочным дням готовятся не только продавцы товаров и услуг, но и интернет-жулики. Они рассчитывают на то, что в стремлении получить выгоду в «черную пятницу» потребители особенно невнимательны.

Специалисты по кибербезопасности констатируют, что в дни глобальных распродаж количество фейковых сайтов-клонов, фишинговых рассылок и поддельных скидочных купонов в Сети увеличивается на треть, а объем украденных денег исчисляется тремя сотнями миллионов рублей.

Самая распространенная схема обмана: мошенники присылают сообщение со ссылкой на товары по аномальной скидке, но, кликнув на нее, жертва оказывается на фейковом сайте-клоне популярной марки. Видя «скидки 90% на все», покупатель не в силах совладать с охватившим его энтузиазмом и переводит деньги злоумышленникам, а в результате остается либо без денег и товара вообще, либо получает дешевую подделку известного бренда.

Чтобы не попасться на уловки мошенников, всегда проверяйте информацию о юридическом лице, которому намерены перевести деньги. Для этого достаточно ввести ИНН (он указан на странице внизу) в поисковике и найти информацию о компании. Рекомендуем также совершать покупки через мобильные приложения в смартфоне - подделать сайт в Сети можно, изменив одну букву, но вот зарегистрировать полноценную телефонную версию практически нереально. И обязательно посмотрите, имеются ли у продавца хоть какие-то «наземные» представительства - пункты самовывоза, приема претензий, склады. Это послужит дополнительной гарантией его реального существования. Ну и, конечно, всегда выбирайте оплату покупки по факту получения.

Елена Хакимова.

Фото: ADOBE STOCK

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.