Предновогоднюю распродажу под названием «черная пятница» во всем мире ждут как одно из главных событий года.
Покупатели верят, что только в это время можно купить товары за сущие гроши. Так ли это на самом деле? Какие секреты скрываются под притягательным названием «черная пятница»?
Самый популярный маркетинговый ход у продавцов: перед распродажей слегка завысить цены, а в «черную пятницу» их снизить. Нерадивые покупатели легко клюют на такой фокус, а указание на солидную скидку заставляет их раскрыть кошельки. Исследования показывают, что в прошлом году маркетплейсы зарегистрировали увеличение продаж в «черную пятницу» на 58%, и результат этот был достигнут и таким нехитрым способом.
Журналисты «МН» год назад провели эксперимент: за два месяца до начала распродаж начали отслеживать стоимость трех товаров на популярной интернет-площадке. В сентябре столовый сервиз стоил почти 12 тыс. рублей, холодильник европейской сборки - 52 тыс., а смартфон популярной марки - без малого 40 тыс. Уже в октябре начался рост цен: сервиз подорожал на 500 рублей, смартфон - на 1000, цена холодильника осталась без изменений. К началу ноября ценники опять подскочили: сервиз теперь стоил 15 тыс., холодильник - 57 тыс., смартфон - 44 тыс. Перед началом «черной пятницы» на сайте появились ценники с долгожданными скидками. Теперь за сервиз просили столько же, сколько и в сентябре, а холодильник и смартфон стали даже дороже - на 5 и 3 тыс. соответственно. На жаргоне менеджеров такой маркетинговый ход называется «скидка в накидку».
Специалисты Роскачества предупреждают, что в этом году ситуация усложнилась: цены перед распродажей могут вырасти, но произойдет это не из-за хитростей продавцов, а из-за инфляции. Поэтому разобраться, в каких случаях речь идет о махинациях, а в каких - о естественном подорожании, очень сложно. Но чем раньше начать отслеживать цены, тем проще будет проанализировать ситуацию на рынке.
«Для этого можно пользоваться специальными расширениями для браузера или торговыми агрегаторами. А еще лучше примерно за месяц начать мониторить цены самому и делать скриншоты. Это самый надежный способ, потому что в период распродаж агрегаторы могут сознательно отключить мониторинг цен», - считает руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Бодров. К тому же так можно проверить, не продают ли аналогичный товар дешевле в других магазинах.
Довольно часто даже самые внимательные покупатели замечают, что цена на товары действительно стала бросовой. Ничего удивительного: магазины готовятся к предновогодней распродаже с лета, закупают товар большими партиями по самым низким ценам - отсюда и небольшой ценник. Но среди вполне достойных можно найти и устаревшие товары. В большинстве случаев ажиотаж не позволяет покупателям подумать, нужно ли им приобретать это. Охотники за дешевизной хватают все, даже не глядя.
Маркетологи объясняют, что распродажа — это удобный способ скинуть залежалый товар, хранить который на складе слишком дорого. «Черная пятница» позволяет быстро его реализовать. Лишь немногие торговые точки торгуют с небольшим убытком для себя в надежде, что покупатели, привлеченные привлекательным ценником, к ним вернутся. Это скорее редкость.
Психологи отмечают целый ряд триггеров, которые заставляют людей делать ненужные покупки. В первую очередь речь идет об ограниченном времени, за которое надо успеть приобрести вещь, иллюзии эксклюзивности предложений и о страхе упустить выгоду. «Видя, как друзья и коллеги планируют участие в «черной пятнице», можно почувствовать определенное давление и поддержать общий тренд. Тем более что товары по сниженной цене всегда кажутся такими привлекательными. И мы действительно порой покупаем даже то, что совсем не нужно из расчета «почему бы не воспользоваться этой скидкой», - считает бизнес-психолог Денис Макаров.
Впрочем, знатоки утверждают, что в «черную пятницу» можно не только получить скидку, но и частично вернуть деньги. «Есть практика кешбэков, когда при покупке в определенном магазине определенного товара вы получаете назад часть денег. Если вы угадаете с ассортиментом, сетевым торговым центром и банком, то получите двойную выгоду от акции. Выяснить, в каких магазинах за какие группы товаров возвращают деньги, можно в мобильном приложении своего банка», - предупредил доктор экономических наук Расул Мусаев. Но при этом эксперты признают, что только профессионалы «скидочного» рынка изучают этот вопрос настолько глубоко. Остальным надо просто включать здравомыслие во время периода скидок, чтобы не попасть на уловки торговцев и отличить реальную экономию от маркетинговых ловушек.
Наталья Владимирова.
Фото: LEGION-MEDIA