Минпромторг опубликовал проект постановления об увеличении в РФ утилизационного сбора. Если документ одобрит правительство, что весьма вероятно, он вступит в силу 1 октября 2024 года.
Утильсбор представляет собой некий одноразовый платеж, который взимается с импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации.
Ввели этот сбор при вступлении России в ВТО. Сначала собирали только с импортеров, но потом решили: чего мелочиться, пусть и свои производители платят. Запускать руку по локоть в чужой карман — это очень в традициях российских чиновников.
Рука эта срочно полезла не только в прибыли импортеров и производителей отечественных авто, но и в кошельки покупателей, для которых указанные компании накручивали цену машин, отбивая оплаченный утильсбора. И очень быстро он в реальности из инструмента экологической защиты превратился в налог, а специалисты уточняли, что на деле он стал еще одной таможенной пошлиной. Столоначальники мамой клянутся, что средства утильсбора направляются на развитие отечественного автопрома. Но помалкивают, куда идут, кому и сколько, не показывая конкретной детализации расходов. Дошло до того, что едва ли не впервые в практике дикого отечественного рынка бизнес возроптал и в письме правительству ассоциация «Российские автодилеры» попросила разъяснить, где деньги от этих сборов.
А деньги это, следует признать, немалые. В 2023 году госбюджет собрал 659 млрд рублей утильсбора. Предполагается, что в этом году эта цифра приблизится к 1 трлн 967 млрд рублей! Почти 2 трлн! По прогнозам экспертов, в период с 2024 по 2030 год сбор может быть планово проиндексирован в среднем на 70-85% в первый год и на 10-20% - в каждый последующий.
Как утверждают эксперты, за последние два с половиной года легковые автомобили в России подорожали в два раза. В два! И в письме ассоциации «Российские автодилеры» подчеркивается, что «в 2014 году каждый третий российский гражданин (33 процента) из числа приобретающих автомобили мог позволить себе купить новую машину, но в 2023 году эта цифра снизилась до 14 процентов». По расчетам ассоциации, к 2030 году с учетом темпов роста утильсбора число российских семей, способных приобрести новый автомобиль, сократится до 5%. Такая вот порочная арифметика...
Павел Максимов.
Рисунок: Е. Кран.