Более чем по полторы тысячи рублей с человека в виде различных штрафов и сборов - автомобильных, дорожных, административных, экологических и прочих - на общую сумму 225 млрд рублей занесены в проект федерального бюджета.
А он, кстати, скоро будет утвержден. При этом ни у кого из депутатов кроме большого друга нашей редакции Михаила Делягина да нескольких коммунистов эта информация удивления и возмущения не вызвала. Тем не менее федеральные штрафы на такую кругленькую сумму - это далеко не все предстоящие вычеты из наших карманов. Деньги нужны не только центральной власти, но и региональным и местным бюджетам.
Два вида выплат, которые собирают на российских дорогах, имеют чисто фискальный смысл. С дальнобойщиков берут деньги на компенсацию вреда автомобильным трассам… и уверяют, что эти средства тратятся исключительно на автодорожные работы. На минуточку, из 130 млрд рублей, собранных на российских дорогах за пять лет системой «Платон», больше трети (свыше 50 млрд) забрал себе сам оператор, компания «РТ-Инвест Транспортные Системы». Этой структурой владеют Игорь Ротенберг, сын известного предпринимателя Аркадия Ротенберга, и АО «РТ-Инвест», соучредителем которого является госкорпорация «Ростех».
Второй вид автодорожных взысканий собирают за нарушения ПДД, зафиксированные камерами дорожного видеонаблюдения. По числу таких камер наша страна уже вышла на третье место в мире (после Китая и США), а по скорости появления новых «видеошпионов» уступает только Южной Корее. Как подсчитали аналитики агентства Telecom Daily, к концу первого полугодия 2021 года в России установлено более 15 млн камер, в основном дорожных. Результат: ГИБДД в 2020 году с таких видеофиксаций выписала 145,5 млн штрафов, в денежном выражении это 94,1 млрд рублей. Сколько из них пополнили местные бюджеты, подсчитать невозможно, ибо размеры штрафов в разных регионах отличаются.
К снижению аварийности, по статистике, эта «стратегия» не привела. Смертность в результате ДТП осталась на прежнем уровне. И если мы знаем, что выплаты по «Платону» идут исключительно на обслуживание автодорожной инфраструктуры, то куда деваются деньги от штрафов ГИБДД, никому не известно. А ведь нужны новые трассы, развязки, безопасные пешеходные переходы и вообще грамотная организация движения. Может быть, есть смысл привязать эти деньги конкретно к нашим дорогам?..
Однако есть у нас и другие штрафы. Почти символическими выглядят планы Минфина получить в 2022 году в казну 2,344 млрд рублей штрафов за административные нарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования и рынка ценных бумаг. В следующие два года эти поступления должны стабильно расти: в 2023-м - до 2,481 млрд, 2024-м - до 2,54 млрд рублей.
И очень хотелось бы, чтобы эти штрафные миллиарды помогли добиться сокращения дорожных происшествий и снижения смертности, а не пошли в карманы коммерсантов и чиновников.
Михаил Делягин,
депутат Государственной думы:
«Эти деньги пойдут на финансирование расходов бюджета либо будут заморожены в его неиспользуемых остатках (которые на 1 октября 2021 года уже превысили доходы, запланированные на год). Наиболее приоритетная (быстро и последовательно растущая) статья расходов государства - выплата банкам процентов по займам, которые государство у них делает».
Никита Кричевский,
доктор экономических наук, профессор, блогер:
«Парадокс, но в регионах, где с финансированием дорожного строительства и без штрафов все в порядке (например, в Москве), камеры появляются едва ли не чаще, чем в других областях. Почему? Пополнение бюджетов - важная часть работы камер, не будет лишним напомнить и о снижении числа мелких ДТП, но главное видится в другом. Те же столичные власти много лет всеми способами подталкивают москвичей к тому, чтобы они отказались от собственных авто и пересели на общественный транспорт».
Виталий Казанков,
член общественной палаты Московской области:
«Что же получается? Всем нам кто-то уже выписал штрафы за нарушения, которые мы не совершали? Это что же, по аналогии из коммерции про «план продаж», при невыполнении которого все сидят на голом окладе, а если перевыполнят, то получают бонусы или «золотые парашюты»? Может быть нужно вернуться к нормальному функционированию всей системообразующей сферы, чтобы упреждать и не допускать, а где-то даже поощрять быстрые исправления нарушений и т.п., а не сдирать штрафами деньги из реального сектора экономики. Разве это стимулирует не повторять нарушения? Отдали, махнули рукой, авось и так сойдёт? Вопросов ещё больше, ведь бюджетный федерализм, налоговый маневр и иные финансово-экономические формулировки не смогут объяснить обычным людям, почему у нас всё также ямы на дорогах и разрушенная система здравоохранения (я сейчас говорю не о федеральных городах, а той самой – за МКАДной стране).
Ответы на эти вопросы так и не прозвучали в ходе бюджетных слушаний в Совете Федерации, где дискутировали экс-министр финансов, а ныне руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин и г-н Силуанов. Все понимают, что есть сверхнагрузка на малый бизнес, ухудшение инвестиционного климата, в т.ч. из-за санкций и антисанкций, излишнее регулирование рынка товаров и услуг. Да ещё и бесконечные штрафы, простым автомобилистам за бесконечное превышение скорости, где специально выставлены знаки так, что все нарушают. Спасёт ли нас этот трехлетний бюджет от инфляции и обнищания и даст ли стимул для развития и привлечения инвестиций? Время покажет…, лишь бы не было слишком поздно»…
Подготовил
Андрей Князев.
Фото: Pixabay.com