Новости экономики и финансов
3084 | 0

Почему с «Почты России» бегут сотрудники?

Почему с «Почты России» бегут сотрудники?

В прошлом номере «МН» писал о том, что сотрудники отделений «Почты России» стали массово увольняться.

Что случилось? С какими проблемами столкнулась крупнейшая компания, один из главных работодателей страны?

РЕЗКО ВЫРОСЛИ УБЫТКИ

Начнем с того, что только за один прошлый год убытки АО «Почта России» достигли 27,22 млрд рублей. Что интересно, годом ранее, в 2021-м, компания получила чистую прибыль в размере 266 млн рублей, как следует из ее официальной отчетности. Почему так резко упала ее прибыль?

Сама непосредственная почтовая деятельность по пересылке корреспонденции и доставке посылок принесла почте в прошлом году больше половины выручки - 152 млрд рублей с хвостиком. А вот продажи почты за 2022 год принесли убыток почти в 22 млрд рублей вместо прибыли в размере 8,3 млрд (2021 год).

Вообще, конечно, можно и нужно в данном случае говорить о том, что пандемийный 2021 год был уникальным. Тогда почти вся Россия сидела по домам, почему спрос на услуги почты резко возрос. И тогда же, до начала СВО, как признает руководство компании, не было «сложностей с проведением платежей и транспортных ограничений, из-за чего значительно снизился поток как входящих, так и исходящих международных почтовых отправлений».

А с ростом упомянутых сложностей в прошлом году только операционные расходы компании выросли на 16 млрд рублей, ведь выросли расходы на логистику, стоимость обслуживания техники и так далее.

Кстати говоря, есть и еще один важный момент. За последние годы у российского почтового ведомства выросло множество конкурентов в виде сотен различных служб доставки - от сетевых супермаркетов до пунктов доставки интернет-магазинов. Уж их-то в иных городах стало даже больше традиционных поч­товых отделений. Вот они и выигрывают потихоньку конкуренцию за клиентуру. Позволит ли российская почта себя окончательно обойти?

ЗАРПЛАТА И СОТРУДНИКИ

Итак, кризис «Почты России» начался в прошлом году, усилившись и за счет роста заработной платы сотрудников. Здесь надо отметить, что компания считается одним из крупнейших работодателей в стране. Ее штат ни много ни мало, а более 300 тысяч человек. И только за один прошлый год компания направила 14 млрд рублей на повышение зарплаты как основного персонала, так и сотрудников ИТ-подразделений. Поэтому, как говорит гендиректор «Почты России» Михаил Волков, сегодня идет «перенастройка работы… разумное снижение затрат и повышение доходов компании». Возможно, поторопились повышать зарплаты с учетом новых геополитических и экономических реалий?

В этом плане, видимо, и происходит то, о чем уже сообщал «МН», - манипуляции с зарплатами работников. Напомним, что новшества, явно бьющие по карманам и интересам сотен тысяч работников почты, по их данным, заключаются вот в чем: если раньше сотрудники поч­ты могли одновременно делить несколько ставок, чтобы получить более-менее приличную зарплату, то теперь на это ввели ограничения. До последнего времени, к примеру, на трех сотрудников можно было распределить пять ставок. Сейчас сокращено само количество этих ставок. Теперь, согласно новому ведомственному приказу, на одного замещающего сотрудника может приходиться до 50% от должностного оклада по вакантной должности или должности временно отсутствующего коллеги. Замещать должность на 100% разрешено не более трех месяцев, а на одного работника может приходиться максимум 50% работы.

Чего же ждать теперь, помимо убытков, да еще и массовых увольнений тех, кто не согласен пахать за гроши? Правда, руководство «Почты России» официально опровергло уже после нашей публикации сведения о зарплатных новшествах. Однако неужели работники почты решили вдруг заняться коллективным враньем?

ПОПЫТКИ СОВМЕСТИТЬ ПОЧТУ С СУПЕРМАРКЕТОМ

В помещениях многих почтовых отделений давно уже произошло совмещение с товарно-продуктовым супермаркетом. Еще в 2018 году ведомство начало сотрудничать с сетью «Магнит», а сейчас решило расширить опыт использования пустующих квадратных метров тысяч своих помещений, разбросанных по всей России.

Недавно «Почта России» и одна из дорогих продуктовых сетей столицы для взыскательной публики начали эксперимент, который проходит пока что в 30 отделениях Москвы. Состоятельные москвичи - целевая аудитория, которая может приобрести бакалею, снеки, соки и кондитерские изделия под брендом сети магазинов.

Данный пилотный проект рассчитан на три месяца. Если все пройдет гладко, стеллажи с продукцией элитного ретейлера по­явятся в отделениях Санкт-Петербурга и других городов-миллионников.

Возможно, что таким образом выбран правильный путь спасения огромного ведомства. Главное - сделать так, чтобы работники не разбежались из-за ущемления их финансовых интересов.

ТРЕБУЕТСЯ ГОСПОДДЕРЖКА

А ведь «Почта России», кстати говоря, не только письма разносит, а еще и пенсии тем россиянам, кто по разным причинам не может получать пенсионные деньги по пластиковым карточкам в банках.

Понятно, что без господдержки компании будет сложно справиться с ситуацией. Это подтверждает и депутат ГД РФ, председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн: «Увы, финансовая ситуация в компании действительно непростая, требует вмешательства на государственном уровне и лишний раз подтверждает, что государственная политика поддержки «Почты России» абсолютно оправданна и необходима… В конце 2022 года ИТ-комитет Госдумы поддержал проект федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов - мы настаивали не только на сохранении средств, заложенных ранее, но и на дополнительных ассигнованиях для модернизации отделений почтовой связи. Вступил в силу и наш законопроект, по которому доставка пенсий, выплачиваемых наличными деньгами, осуществляется только «Почтой России».

В самой компании говорят, что «принимают все необходимые меры для оздоровления финансового состояния».

Евгений Александров.

Фото: Агентство «Москва»/С. Киселев.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.