Владимир Путин поторопил Госдуму с принятием законопроекта о развитии виноградарства и виноделия в России. О значении этого документа рассказали эксперты «МН».
Не лишним будет напомнить, что на борьбу за появление на свет «своей конституции» отечественные производители потратили чуть ли не четверть века. И только в июле 2017-го Союзу виноградарей и виноделов России улыбнулась удача - закон наконец приняли к рассмотрению, а в ноябре того же года - и в первом чтении. Вполне возможно, что закон мурыжили бы и дальше, если бы во время своей мартовской поездки в Крым президент Владимир Путин не поторопил депутатов, после чего законопроект о развитии виноградарства и виноделия в РФ тут же включили в повестку дня Госдумы как приоритетный.
Мы попросили прокомментировать событие директора Ассоциации производителей игристых вин Алана Соколова, который принимал активное участие в доработке законопроекта ко второму чтению.
- Первоначальная редакция закона, принятого в первом чтении, предполагала выведение производства вина из-под требований закона №171-ФЗ, оставив РАР (Росалкогольрегулирование. - Ред.) функции контроля за продажами, - рассказал Алан Алексеевич. - Но данный подход не нашел поддержки у исполнительной власти.
В результате многочисленных дебатов ко второму чтению были устранены все противоречия с законом №171-ФЗ, который регулирует производство алкогольной продукции, учтены интересы крестьянско-фермерских хозяйств. По сравнению с первой версией закон декларирует государственную поддержку не только виноградарских, но и винодельческих предприятий, и не только вина из собственного винограда, но и из винограда, произрастающего на территории страны.
Что касается малых форм, то были проработаны все блоки в законе №171-ФЗ и в результате родился еще один законопроект, который надо рассматривать в связке с законом о виноградарстве и виноделии. Он носит название «Поправки в закон №171-ФЗ», где прописан сокращенный необходимый список документов для получения льготной лицензии (в настоящее время список для крупных и малых предприятий одинаков, что неправильно), увеличен срок действия лицензии с 5 до 15 лет, снижены пошлины при получении лицензии с 65 тыс. до 15 тыс. рублей и др.
На сайте Думы размещен документ «Поправка в Налоговый кодекс», который «расшивает» проблему, из-за которой малые предприятия не решались на оформление лицензии: стоило фермерскому хозяйству получить лицензию, как оно утрачивало льготы для сельхозпроизводителей.
В Налоговом кодексе указано, что если ты зарегистрировал себя как производителя подакцизного товара (вина), то ты переходишь на основную форму налогообложения, а это ни много ни мало - более 40 процентов дохода и для фермера, особенно на начальном этапе развития, неподъемно.
Таким образом, резюмировал Алан Соколов, все вопросы, озвученные на заседании рабочей группы, были учтены в законопроекте «О виноградарстве и виноделии».
На волне новостей о принятии «винного закона» особенно броско подается тема импортных виноматериалов, из которых производители якобы делают для нас всякие низкопробные напитки под маркой вина. Проясним с помощью специалистов и этот острый вопрос.
Ванда Ботнарь, главный винодел «Кубань-Вино»:
- Если бы во времена Горбачева не вырубили виноградники, а потом из-за кризисов не забросили оставшиеся поля, мы бы сейчас не говорили о поставках заграничного балка (с англ. вulk - «поставляемый наливом». - Ред.). Именно рынок диктует потребность, на которую виноделы вынуждены реагировать, если хотят остаться на плаву. Другое дело - качество привозных вин, которое нужно строго контролировать, а не хватать что подешевле. Только от импортера зависит, что он привезет и разольет потребителю.
Алан Соколов, директор Ассоциации производителей игристых вин:
- Возвращаясь к страшилкам о балке, страшен вовсе не он, а «виноматериал неизвестного происхождения». На рынке он составляет порядка 25 процентов. Если мы возьмем цифры изготовления вина российскими производителями, посчитаем, сколько нужно было сырья, вычтем собственный виноград и импортные закупки, получится порядка 25 процентов вина, которое неизвестно откуда взялось. А взялось оно из смешивания сахара, дрожжей и воды. Таким образом, балк ни при чем, речь идет об элементарной фальсификации, для которой нет необходимости совершать закупки за границей, а себестоимость суррогата - 10-15 рублей.
Людмила Кривомазова,
главный редактор журнала
«Русская водка и вино».
Фото: REX/FOTODOM