Реклама в газете
Отрасли
285 | 0

Горящие НПЗ и большие деньги

Российские нефтяники превратили топливный кризис в золотую жилу.

Горящие НПЗ и большие деньги
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Мы уже писали о том, что наша нефтянка страдает от ударов беспилотников ВСУ. Последние цифры просто поражают: оказывается, на сегодня остановлены 40% мощностей российских НПЗ. Однако владельцы заводов не спешат тратить средства на их защиту. Причина проста - кризис выгоден: страховые выплаты и рост цен на топливо покрывают все потери.

АРИФМЕТИКА ВЫГОДНОГО ПОЖАРА

Цифры говорят сами за себя. Российский топливный союз (РТС) уже обратился к правительству с предложением разрешить поднять цены на АЗС выше уровня инфляции. В предложениях нефтяников - закладывать в стоимость бензина не только инфляционные ожидания, но и рост налогов, кредитных ставок, зарплат персонала, затрат на модернизацию и ремонт.

В Госдуме такую инициативу назвали «верхом наглости». Депутаты напомнили, что большинство стран использует энергоресурсы для стимулирования экономики, а не для обогащения монополистов. Россия же традиционно «платит дань» нефтяникам в размере более 2 трлн рублей ежегодно только в виде возврата НДС.

Однако критика парламентариев оказалась гласом вопиющего в пустыне. Вице-премьер Александр Новак уже поручил ведомствам проработать предложение РТС о снятии замедления роста цен на топливо.

Масштабы искусственно созданного дефицита топлива впечатляют. По данным Росстата, за первые восемь месяцев 2025 года в России было произведено 18,9 млн тонн бензина - на 6,2% меньше, чем в прошлом году. При обычном потреблении 21,1 млн тонн дефицит топлива составил 2,2 млн тонн. Но вот парадокс: за тот же период страна экспортировала рекордные 11,8 млн тонн бензина - на 28% больше, чем годом ранее.

Как известно, сейчас экспорт бензина запрещен. Компенсирует ли отказ от экспорта те самые 40% остановленных мощностей НПЗ для российского рынка? В Москве и Санкт-Петербурге дефицит топлива не ощущается, только цены растут. А вот в провинции, увы, ситуация иная. По всей стране появились таблички «Топливо закончилось». Цены на бензин растут. Дефицит коснулся не только отдаленных регионов, но и центральных регионов России.

На завод «Лукойла» в Волгограде в 2025 году дроны ВСУ совершали нападения пять раз. На НПЗ «Роснефти» в Рязани - четыре раза. На заводы в Самаре - семь раз. Только в августе было зафиксировано не менее 13 терактов на крупных нефтеперерабатывающих предприятиях. 12 сентября украинские дроны вновь попытались нанести удар по НПЗ в Смоленской области. Как обычно, в цель не попали, но обломки угодили в резервуары, вызвав пожар.

При этом защитить заводы от падающих обломков технически легко. Достаточно установить простейшие крепления над нужными объектами или развернуть элементарные средства ПВО. Но нефтяники предпочитают не тратиться.

КТО ПЛАТИТ ЗА ПИР НЕФТЯНИКОВ

Секрет равнодушия владельцев НПЗ к безопасности кроется в страховых схемах. Первоначально страховщики отказывались платить за ущерб от ударов, ссылаясь на форс-мажор военного времени. Но юристы нефтяных компаний нашли лазейку: в судах они доказывают, что применять дроны - не военные действия, а теракты. Страховые выплаты по терактам большие - до 50 млрд для крупных компаний.

Известно, что российские нефтяные гиганты активно инвестируют в передовые технологии. «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ» и «Транснефть» разрабатывают системы искусственного интеллекта, используют дроны с компьютерным зрением для отслеживания техногенных аварий на трубопроводах, внедряют прогнозную аналитику для предотвращения аварий. Получается, технологический уровень этих компаний позволяет им создать резерв защиты от тихоходных дронов ВСУ, почему же этого не делается? А стимула для этого нет...

Логика нефтяников предельно циничная и понятная. Пожар на НПЗ означает страховую выплату ущерба, рост цен на топливо из-за дефицита, моральное право требовать новых льгот и преференций со стороны государства. В такой ситуации инвестиции в защиту НПЗ становятся для топливных гигантов экономически нецелесообразными.

РЖД подтверждают: железнодорожники обеспечивают вывоз всех заявленных нефтяных грузов. Проблемы с логистикой - отговорка. Ссылки на занятость транспорта военными перевозками тоже несостоятельны: бензин продается не с колес, а из запасов региона, созданных месяцами ранее.

Парадокс российской экономики в том, что сырьевые монополии научились получать прибыль даже из проблем. Вместо решения топливного кризиса они превратили его в источник дохода, а общество вынуждено оплачивать эту циничную игру. Главный вопрос - кто в итоге расплачивается за алчность нефтепереработчиков? Обычные граждане, переплачивая за бензин на АЗС.

Олег Павлов

Фото: LEGION-MEDIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.