Бензин в России - больше, чем бензин. Его цена входит в стоимость почти всех товаров, и он стал неким драйвером разгона инфляции. А инфляция, как и цены на топливо, у нас имеет дурную привычку двигаться только вверх. За редким исключением.
«Исключение» вдруг проявилось в августе: стоимость АИ-92 и АИ-95 снизилась на 2,7 и 3%. Столь серьезная коррекция происходит впервые с начала июля, когда цены на бензин начали рост, увеличившись почти на 25%.
«Подобные скачки цен на топливо выглядят аномально, и важно выяснить их причины для сохранения стабильности топливного рынка и недопущения повторения в будущем», - утверждает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. Иначе говоря, радоваться рано, поскольку речь о так называемой волатильности - показателе, которым характеризуют изменчивость цены. Волатильность сильно вредит рынкам: и валютному, и топливному, и т. д.
Оптовые цены на бензин, по которым закупаются АЗС, падают с февраля. При этом розничные цены для граждан, заправляющихся на АЗС, не только не падают, но даже немного подросли за первые шесть месяцев - бензин для потребителей в России подорожал на 0,4%. Чистая прибыль от продажи одного литра бензина АИ-92 и АИ-95 на АЗС уже составляет около 9-10 рублей за литр.
Аналитики недоумевают: с вводом западных санкций на экспорт российской нефти ее стало больше для внутреннего потребления, оптовые цены снизились, а значит, и розничные цены на топливо по рыночной логике вроде бы должны взять курс на снижение. Но этого в июле, увы, не произошло. Вину стали валить на жадность отечественного бизнеса, не привыкшего снижать цены. Но в августе взлет сменился пикированием. И опять никаких внятных объяснений.
При этом стоит вспомнить, что еще в 2019 году власти ввели так называемый топливный демпфер для поддержки стабильности цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Не стоит вдаваться в хитросплетения цифр, но главное там в следующем: если экспортная цена бензина и дизтоплива выше внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. А если российские цены выше экспортных, то нефтяники делятся с государством частью своей сверхприбыли от внутренних продаж.
По сути, демпфер - «глушитель, амортизатор» — это и есть устройство для гашения колебаний, возникающих в различных системах. Но за этот год власти РФ уже дважды корректировали параметры топливного демпфера: решением правительства - в феврале, указом президента - в июле.
Фактически это переход на ручное управление механизмом, которое в рыночных условиях редко бывает эффективным. Во всяком случае, волатильность никуда не делась.
Григорий Алексеев.
Фото: Pixabay.com