Руководство госкорпорации заявило, что необходимо провести докапитализацию предприятия на сумму 30 млрд рублей и выделить еще 10 млрд на повышение зарплат. Понятно, что о кредитах в силу повышенной почти до предела ставки речь не идет. Значит, правительство просто обязано найти другой выход, который позволит сохранить «Почту России» для страны.
Ведь речь идет о стратегическом предприятии, значение которого для страны трудно переоценить. 38 тысяч отделений, почти 400 тысяч работников. Кровеносная система, которая делает Россию единой. Но совершенно очевидно, что по-старому компания работать уже не сможет, - нужны кардинальные, системные изменения, которые помогут сохранить те самые отделения в самых отдаленных уголках страны.
О том, что «Почта России» едва выживает, было известно давно. Письма уже никто не пишет, подписка на периодические издания стремится к нулю, посылки отправляют через более эффективные транспортные компании. С 2014 года «Почта России» не получает финансирования из бюджета, а в 2019 году корпорация изменила правовой статус: была государственным унитарным предприятием, а стала акционерным обществом.
С тех пор коррупционные скандалы регулярно сотрясают эту организацию. Бывший генеральный директор Дмитрий Страшнов, который руководил компанией четыре года, выписал сам себе премию в размере 95,4 млн рублей. Следующий гендиректор Николай Подгузов купил квартиру в элитном жилом комплексе Москвы за 1 млрд рублей. В июле 2020 года одному из топ-менеджеров Сергею Емельченкову было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий, что привело к ущербу в размере 67 млн рублей. Неудивительно, что дела на «Почте России» становились все хуже.
Недавно в Совете Федерации выступил новый генеральный директор этой организации Михаил Волков. Он отчитался за итоги 2022 года. «Прошлый год стал для почты катастрофическим», - заявил гендиректор. Основная часть долгов, по его словам, не может быть выплачена - нет источников дохода. До сих пор компания избегала дефолта только потому, что смогла договориться с кредиторами о реструктуризации платежей. Ежегодно «Почта России» должна тратить только на обслуживание кредитов порядка 16 млрд рублей, но такие деньги она не зарабатывает. В прошлом году убыток корпорации составил 27 млрд рублей.
Михаил Волков утверждает, что почта пытается нарастить выручку за счет новых услуг, в первую очередь в сфере электронной коммерции. Как это будет выглядеть? Почта находится в неравных условиях по сравнению с частными компаниями. Например, ей запрещено открывать пункты выдачи по франчайзинговой модели. К почте применяются повышенные требования с точки зрения безопасности, а это значит, что расходы будут огромные. А вот конкуренты - негосударственные почтовые службы, логистические компании доставки, пункты, организованные самими маркетплейсами, - чувствуют себя куда вольготнее.
Но почтовики и здесь пытаются выкручиваться: в 75 городах страны «Почта России» уже начала оказывать продавцам маркетплейсов услугу по доставке товаров на склады торговых площадок, благо машин с фирменным логотипом у этой организации много. В прошлом году корпорация также завершила подключение сети почтоматов в населенных пунктах, где проживает более полумиллиона человек. А еще компания будет производить товары под собственным брендом «Почтовая марка».
Топ-менеджеры напоминают правительству, что почта — это социально значимая организация, содержать убыточные отделения придется прежде всего потому, что именно здесь жители глубинки получают пенсии и пособия. Около 27 тысяч почтовых отделений расположены в удаленных населенных пунктах. «Большинство из них имеют отрицательную маржинальность и несут исключительно социальную миссию. Они нужны людям, нужны государству, но для их содержания необходима системная поддержка», - добавил М. Волков.
Почтовики просят государство помочь. «В свое время «Сбер» столкнулся с подобной ситуацией, - напоминает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. - Порядка 20 тысяч отделений были убыточными, а закрывать не разрешали из-за социальной ответственности. «Сберу» удалось оптимизировать работу этих отделений».
Эксперт уверен: государство не бросит почту в беде. Даже если пройдет формальная процедура банкротства, название будет, например «Почта России+». Могут переформатировать, но с рынка она точно не уйдет», - уточнил П. Сигал.
По-другому, конечно, и быть не может. Почта нужна всем, и без нее, будем откровенны, государство просто не сможет выполнять ряд своих функций. Так что спасение «Почты России», если хотите, вопрос сохранения суверенитета. И здесь двух мнений быть не может.
Наталья Владимирова.
Фото: Pixabay.com