Трагедия в Большом театре, где опускающейся декорацией был убит артист мимического ансамбля Евгений Кулеш, заставила вспомнить о необходимости соблюдения техники безопасности во всех учреждениях от заводов до домов культуры.
«МОГ ПОГИБНУТЬ ЛЮБОЙ»
- Сразу после инцидента - гибели артиста - интернет-СМИ поспешили написать, что якобы погибший «сам виноват, проявил невнимательность, пошел не в ту сторону во время спектакля». Меня это возмутило, - прокомментировал в беседе с «МН» руководитель независимого профсоюза актеров театра и кино, преподаватель предмета «Охрана труда» в Московском государственном институте культуры Денис Кирис. - Во-первых, виноватого (либо виноватых) выявит следствие, а оно только началось. Во-вторых, любой человек мог оказаться рядом с декорацией-убийцей, не туда пойти, зазеваться, замечтаться. В-третьих, в театре есть люди, ответственные в том числе и за технику безопасности. Это заведующий постановочной частью, инспектор по охране труда и т. д.
Кстати, несколько лет назад в Большом уже происходила похожая трагедия: после масштабного ремонта с внутренними перепланировками музыкант пошел по привычному для него маршруту, упал в оркестровую яму и насмерть разбился. Уже тогда службам, ответственным за безопасность в Большом театре, надо было исключить на будущее все возможные риски. Однако это не сделано - и вот результат. Гибель обоих людей в театре лично я считаю следствием безответственности, а вот чьей, я надеюсь, разберутся следователи и установит суд.
«РАБОТАЛ БЕЗ СНА ПОЧТИ ТРОЕ СУТОК!»
Социологические службы составляют перечень профессий, где истории с трагическим исходом (смерть либо тяжелая травма сотрудника) встречаются чаще всего. В числе лидеров вредные цеха (например, производство химических удобрений), строительство, автомобильная и железная дороги. Театры в список опасных площадок не входили. Пока…
По статистике, в случаях трагедий на производственных площадках примерно в 7 случаях из 10 работодатель создал условия, когда нарушение безопасности труда стало почти нормой. Например, были ситуации, когда график водителей большегрузных машин составлял 15-20 часов в сутки. Естественно, человек не может работать в таком режиме - организм устает, водитель засыпает за рулем и происходит беда.
Однажды к юристам обратился за помощью рабочий-железнодорожник, который по распоряжению работодателя работал без сна почти трое (!) суток. Его сменщик уволился, а на время поиска нового сотрудника ему велели работать одному. На третьи сутки без сна он буквально не видел, куда шел, и, переходя железнодорожные пути, попал под поезд, лишился обеих ног… Так как соответствующего приказа «работать трое суток без перерыва» работодатель, естественно, не оформил, то настаивал, будто пострадавший трудился в таком графике… по собственной инициативе и глупости. По суду вина работодателя была доказана и человеку компенсировали затраты на лечение и реабилитацию. Но ведь невозможно компенсировать утраченное навсегда здоровье!
КОГДА РАБОТНИК «САМ ВИНОВАТ»
Еще ситуация: женщина трудилась на химическом производстве рабочей. Речь шла о вдыхании паров кислот и различных химических веществ. Однако по трудовому договору она значилась всего лишь… уборщицей.
Когда же наступили серьезные последствия по здоровью, женщина обратилась к работодателю с просьбой оплатить лечение. На что получила ответ весьма циничный: мол, должность уборщицы не могла привести к таким фатальным последствиям, «читайте свой трудовой договор». На суде доказали, что женщина, трудоустроенная на должность уборщицы, по устной договоренности с работодателем трудилась на другой, вредной должности.
Была и противоположная история: работнику макаронной фабрики повредило руку и он пытался получить компенсацию с начальства предприятия. Однако выяснилось, что накануне ЧП он праздновал какое-то торжество у друзей, крепко выпил, на работу пришел подшофе. Алкоголь рассеивает внимание, то есть руку в опасный механизм пострадавший сунул по собственной невнимательности. В компенсации ему, конечно, было отказано.
В Большом театре обещали компенсировать моральный вред за гибель артиста его близким. По информации «МН», у Евгения Кулеша осталась одна мама, а вот обзавестись женой и детьми 38-летний артист не успел.
Виктория Катаева.
Фото: ADOBE STOCK