Новости транспорта. Автомобильные новости
1834 | 0

Взлет откладывается

Консультанты Сбербанка и «Газпром нефти» в ходе аудита на заводах Объединенной авиастроительной корпорации пришли к выводу, что «экономически оправданный спрос» на выпуск 1000 новых отечественных самолетов до 2030 года отсутствует.

Взлет откладывается
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Казалось бы, совсем недавно страну всколыхнули сообщения, что правительство наметило выпуск 1000 самолетов для гражданской авиации до 2030 года. Это на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2022) пообещал тогда еще министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. По его словам, поставки будут осуществляться «при одновременном замещении иностранных комплектующих российскими и модернизации производств там, где это необходимо». Эту же цифру назвал и президент РФ в ходе «прямой линии» 2023-го,
выразив надежду, что нам «будет, на чем летать».

Правда, в конце декабря 2023-го, на встрече с президентом РФ глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов был чуть скромнее, заявив следующее: «По программе, которая была вами утверждена, мы до 2030 года должны произвести более 500 самолетов различного типа: 270 лайнеров МС-21, 142 самолета «Суперджет-100» и 115 самолетов Ту-214».

Однако и этот план выглядел весьма внушительно. Предупреждения отдельных скептиков, что обещаниями столь масштабных достижений ВИП-чиновники преследуют лишь цели личного пиара, звучали на тот момент не слишком громко.

Но громом сейчас прозвучало сообщение, что планы поставок российских самолетов могут сократиться. В СМИ просочилась информация, будто готовится новая стратегия вместо корректировки действующей комплексной программы развития гражданской авиа­ции РФ, которую правительство утвердило совсем недавно - летом 2022 года.

Программа разрабатывалась Минтрансом при участии Минпромторга, поставки должны были начаться с 2023 года. Объем внутреннего и экспортного рынков до 2040 года оценивался в 1,8 тыс. воздушных судов, объем инвестиций в проект -
1 трлн рублей. Но в мае 2024 года Минпромторг скорректировал планируемое количество самолетов с 1,08 тыс. до 994 штук и сдвинул начало поставок на 2025 год.

В свою очередь глава правительства сообщил, что нынешняя программа по развитию отрасли предусматривает техническое перевооружение предприятий и проведение соответствующих опытно-конструкторских работ. Принято решение использовать для ее финансирования средства Фонда национального благосостояния. «На возвратной основе можно будет привлечь на такие цели более 280 миллиардов рублей», - подчеркнул Мишустин. А где же те 770 миллиардов рублей, которые премьер обещал потратить на те же цели в 2022-м?! Истратить такую огромную сумму в столь короткий срок невозможно даже при отвязных нравах нашенского «рынка»!

По итогам консультаций с представителями ОАК аудиторы из Сбербанка и «Газпром нефти» пришли к выводам, что «между спросом на авиаперевозки и производством по КПГА образовался дисбаланс по объемам и типам самолетов и программа не соответствует коммерческому спросу». При запланированном производстве от 140 до 270 воздушных судов в год реальная потребность оценивается аудиторами в 50-60 самолетов.

«Про невыполнимость этого проекта я говорил сразу после подписания этой программы, которую обманщики подсунули президенту, - возмущается экс-замминистра гражданской авиации СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. - 1000 самолетов - на это нужны миллиарды рублей и много людей, которых разогнали за 30 лет, а самолетостроение уничтожили. Даже если будут деньги, кто будет делать?»

По мнению эксперта, «эта программа составлена не специалистами, а неумными людьми». Она абсолютно не просчитана и неадекватна срокам, количеству и потребностям и возможностям отрасли. «Чтобы сделать 1000 самолетов, даже дворнику понятно, что нужны тысячи авиадвигателей, не говоря уже про миллионы комплектующих, - удивляется Олег Смирнов. - А у нас на сегодняшний день, по сути, ни одного национального двигателя, который планировалось установить на новые самолеты из серии ПД: ПД-8, ПД-14, ПД-35 и так далее».

Такой расклад, подтвержденный проверками аудиторов, заставляет сильно усомниться в том, что авторами упомянутой программы производства 1000 самолетов двигал личный пиар или даже мечты о трудовых подвигах в отрасли. Провальность всего проекта при сегодняшней ситуации в экономике была изначально очевидной. Но тогда какую цель они преследовали?

«Заполучить бюджетные деньги, как это они делали на протяжении 30 лет, и потом эти деньги расстелить по карманам и построить себе дворцы? Купить себе яхты? - задается вопросом экс-замминистра гражданской авиации СССР и делает жесткий вывод. - Необходимо убрать с экономического и политического поля всех продажных личностей, которые разрушали наше отечественное самолетостроение на протяжении 30 лет, сколотив себе огромные состояния».

Фото: ВКОНТАКТЕ

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.