Новости транспорта. Автомобильные новости
3625 | 0

Субсидии для черного золота

Субсидии для черного золота
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Согласно данным на конец ноября, литр бензина AИ-95 в России стоил 84 цента, то есть больше, чем в странах ЕАЭС. И это при том, что на Россию приходится до 12,1% от суточного объема добычи нефти в мире.

Российские запасы нефти, по разным оценкам, достигают 106,2-107,8 млрд баррелей. Другими словами, и нефти, и бензина у нас хоть залейся. Но вот внутренние цены на бензин в РФ в рознице достаточно высокие.

В ЕАЭС тоже есть страны, не обделенные запасами углеводородов. Имеются они в Казахстане и Азербайджане, и неудивительно, что там бензин дешевле, чем в России. Но вот в Кыргызстане таких ресурсов нет вовсе, однако там бензин стоит 78 центов. С какого, пардон, бодуна?

Секрет происходящего объясняется довольно просто: во многих странах власти стимулируют потребление бензина и другого топлива через субсидирование или прямое ограничение цен. Например, в Иране правительство этой республики тратит в общей сложности около 100 млрд долларов в год в виде субсидий на различные виды энергии, или около четверти ВВП. За счет таких колоссальных расходов Ирану удается удерживать цены на бензин, дизель и другие виды горючего на сверхнизком уровне, но приходится ужиматься во многих прочих вопросах. Если сопоставить объемы экономики Ирана и России, то в наших условиях сумма могла бы составлять 200-250 млрд долларов. Но правительство в лице Минфина и слышать не хочет ни о чем подобном.

Власти Ирана и других стран, добывающих углеводороды, понимают, что цена бензина присутствует сегодня в стоимости любого товара и если ее не субсидировать, то результатом будет рост инфляции. Со всеми вытекающими последствиями для экономики.

В соседнем с нами Казахстане (где бензин сейчас стоит около 50 центов за литр) бензин, а также газ как топливо активно субсидируются, кроме того, существуют и элементы прямого регулирования рынка. К примеру, нефтедобытчики обязаны поставлять на местные нефтеперерабатывающие заводы определенные объемы сырья. Забавно, что год за годом бензин из Казахстана вывозится в Россию из-за серьезной разницы цен. Попытки уменьшить или вовсе убрать субсидии чреваты возмущением тамошнего населения.

В России в последние десятилетия сложилась «гибридная» схема цено­образования. С одной стороны, субсидирование топлива для граждан у нас отсутствует, но и полностью свободным российский розничный рынок ГСМ назвать нельзя. Короче, где-то власти за счет бюджетных вливаний поддерживают низкие цены на бензин, а у нас за все предлагают платить исключительно гражданам.

Алексей Воробьев.

Фото: Pixabay.com

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.