Оставшиеся без заграничного отдыха россияне бросились осваивать родные края, и в стране сразу вырос спрос на автодома.
Запрос на этот вид автомобильного транспорта увеличился на 61%. Сможет ли заменить такой экзотический вид отдыха традиционный туризм?
Еще совсем недавно подобные машины практически не пользовались спросом среди россиян.
«В России рынок автодомов развит очень слабо. Есть предложения от частников и двух-трех компаний, которые занимаются этим профессионально. У нас чаще продают старые автодома, уже откатавшие свое по Европе, но просят за них деньги, на которые за рубежом можно купить новую машину», - говорит один из владельцев Семен Глазков.
Он признается, что потратил несколько месяцев на изучение предложений и переговоры с владельцами, прежде чем отдать больше миллиона рублей за новую автоигрушку.
После пандемии ситуация в корне изменилась. С появлением спроса выросло и предложение: на рынок уже выходят крупные дилеры, а это значит, что очень скоро подобные путешествия станут для россиян вполне привычными.
Пока большой популярностью пользуются жилые прицепы, которые крепятся к машине. Такой прицеп можно купить за 300-700 тысяч рублей. Здесь есть спальное место, раковина, маленький холодильник. Но постоянно там жить вряд ли будет комфортно.
«Путешествие на несколько дней - это оптимальный вариант для прицепа. Пока наши соотечественники покупают именно их. В России еще только изучают такой вид отдыха. Со временем люди начнут приобретать полноценные автодома, в которых можно путешествовать по несколько месяцев или просто там жить», - поясняет менеджер одного из салонов Валентин Малашенко.
Россияне могут приобрести такие машины от 1 миллиона рублей. Верхний предел неограничен: на европейском рынке есть шикарные автодома, сделанные на базе автобусов. Их цена может достигать миллиона евро и выше. Машину можно взять и в аренду.
«В 2014 году мы арендовали автодом за 6,5 тысячи рублей в сутки. Тогда это было целесообразно: на шестерых выходило дешево, не надо было снимать жилье. Сейчас такой автодом, как у нас, обойдется в 11 тысяч в сутки - 5,5 тысячи на человека. В месяц выходит больше 300 тысяч», - рассказывает журналистам бизнесмен Рудик Гуревич и признается, что в итоге купить такую машину оказалось выгоднее.
В его автодоме есть бак с водой на 100 литров, которого на двоих хватает на пару дней. Пополнять запасы воды можно на заправках, причем часто владельцы разрешают делать это совершенно бесплатно. Есть биотуалет, газовый баллон, который отапливает дом, плитка с духовкой, нагреватель воды и холодильник. Также имеется розетка. Электричество обеспечивают аккумуляторы - они заряжаются во время пути. Но многие путешественники предпочитают обычный дизельный генератор. Словом, путешествовать можно с комфортом.
«У автодомов есть особенность - они приспособлены только для хороших дорог, иначе хозяину придется платить огромные деньги за ремонт. Именно отсутствие достойных трасс тормозило развитие подобного вида отдыха в нашей стране. Сегодня ситуация изменилась. Приличные дороги можно найти даже в Сибири. Кстати, именно там активно развивается инфраструктура для таких путешествий, чего не скажешь про Московский регион», - утверждает Валентин Малашенко. Он, как и многие эксперты, считает, что перспективы на этом рынке огромны: очень скоро большинство россиян бросит надоевшие дачи и дружно поедет осваивать родные просторы.
А КАК У НИХ?
В Европе работают сотни компаний, готовые предложить автодом в аренду. Надо списаться с менеджерами, уточнить наличие транспорта и назвать город, из которого начнется путешествие.
Дальше остается только выбрать кемпинг. В большинстве случаев речь идет о стоянках, рядом с которыми находятся общие туалеты и душевые кабины. Иногда встречаются кемпинги с кухнями, но здесь есть свои особенности. Например, в Нидерландах, Бельгии и Франции плит на кухне нет, там можно лишь помыть посуду. Постояльцы чаще всего готовят себе еду на своей площадке при помощи газовых горелок.
В Германии плиты все-таки устанавливают, но не везде. В таких дешевых кемпингах сутки обходятся в 50-100 евро. На богатых стоянках есть комнаты для ухода за маленькими детьми с пеленальными столиками, низкими умывальниками и унитазами. Желающие за отдельную плату могут переехать в собственное бунгало, а потом продолжить путешествие в автодоме.
Наталья Пуртова.
Фото: ADOBE STOCK