До 2030 года в РФ могут выйти из эксплуатации примерно 339 гражданских самолетов и 200 вертолетов. Об этом сообщил в Совете Федерации руководитель Росавиации Дмитрий Ядров.

За семь месяцев этого года пассажиропоток российских авиакомпаний составил 62,1 млн человек. На внутренних линиях перевозки пассажиров снизились на 2,6%.
Еще недавно Россия была одной из ведущих авиационных держав. Но запаса прочности у отечественного авиапрома едва хватило до 2025-го. По выводам экспертов, сохранять объемы перевозок на нынешнем уровне без новых самолетов уже не получится. И тем более невозможно без пополнения флота достичь установленного президентом целевого показателя - роста авиационной подвижности населения в полтора раза.
«Великой наша авиация была до 1990 года благодаря тому, что на протяжении десятилетий советское правительство проводило политику аэрофикации страны, - рассказывает заслуженный пилот, бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. - Площадь СССР превышала 22 миллиона квадратных километров. Попробуй на машине или даже по железной дороге добраться из Калининграда до Камчатки! Притом что Россия по сей день на 60% состоит из районов, где живут люди, но нет ни железных, ни автодорог».
По словам Смирнова, ни одна страна не выпускала самолеты только своими силами, кроме СССР: «А сейчас ищут - кто заказчик, где заказчик, самолетостроители бедные бегают: ой, заказчика нет в стране. Исчез заказчик!»
В СССР авиапредприятия имелись в каждой области. Не было ни одного райцентра, куда бы ни летали хотя бы Ан-2. Пассажир мог пересесть на Ту-154 или Ил-62 и отправиться хоть в Москву, хоть в Ленинград. Люди не чувствовали себя оторванными от дальних точек своей страны. Социальная роль авиации была колоссальной!
Но времена изменились. Сегодня ощущается острая нехватка самолетов. Они летают с рекордной загрузкой. Спрос сильно превышает предложение. Отечественный авиапром оказался к этому не готов.
ВИП-чиновники клятвенно обещают президенту срочно наладить выпуск 500, а то и тысячи гражданских авиалайнеров. Но сроки постоянно сдвигаются.
Как утверждают эксперты, в 2024 году в стране не выпущено ни одного нового пассажирского самолета для передачи в авиакомпании. Поэтому, по мнению специалистов, планы выпуска гражданской авиатехники в России до 2030 года могут быть сокращены в семь раз по сравнению с нынешними. Такая перспектива обсуждалась еще год назад на стратегической сессии правительства. Согласно Комплексной программе развития авиационной отрасли России, к концу 2024 года в небо должны были подняться 108 самолетов. Взлетело только два. Остальные не поднялись.
Лаврентий Павлов
Фото: Pixabay.com