Увы, это не шутки: отечественные авиаперевозчики, не стесняясь, обманывают пассажиров. И на сегодняшний день не несут за это никакой ответственности.
На днях Новосибирская транспортная прокуратура оштрафовала на 30 тысяч рублей авиакомпанию «Сибирь» (S7) за нарушение прав клиентов.
Семи пассажирам, купившим билеты на рейс Новосибирск - Сургут, отказали в посадке с мотивировкой «превышение числа билетов над числом мест в самолете».
Напомним, что в гражданской авиации существует такое понятие, как «овербукинг». Это когда перевозчик или контрагенты продают билетов больше, чем имеется посадочных мест. Таким нехитрым способом авиакомпании пытаются обеспечить полную загрузку самолета, если кто-то из пассажиров в последний момент откажется от полета или опоздает на регистрацию, и сознательно нарушают права своих пассажиров.
Такой же случай произошел в аэропорту Шереметьево. Десятки пассажиров «Аэрофлота», многие из которых успели пройти регистрацию и получить посадочные талоны, не улетели до Бишкека, Шарм-эль-Шейха и Стамбула. Люди собрались у представительства компании, прямо в аэропорту записали гневное видеообращение и выложили в соцсетях. Но в суд, насколько нам известно, никто не обратился.
История с наказанием «Сибири» в этом смысле показательна. В Новосибирске обиженные пассажиры пошли на принцип. Но в итоге гора родила мышь. С момента подачи иска по делу, не требующему разбирательств, до вынесения постановления прокуратуры прошло четыре месяца. А поскольку те несчастные 30 тысяч будут перечислены в бюджет, то о материальном удовлетворении истцов речи вообще не идет.
Такие случаи стали возможны, потому что овербукинг не регулируется законодательно. Нет даже такого определения в законах. А раз так, то авиакомпании могут спокойно продавать лишние билеты.
- Что касается отказов в посадке купивших билет пассажиров, то тут штрафы следует увеличить как минимум в четыре раза, - говорит заслуженный пилот СССР, бывший зампред МАК Михаил Терещенко.
Но как быть с материальной компенсацией для пассажиров, которые по вине компании не попали на рейс? Скажем, в США в таких случаях перевозчик выплачивает пассажиру 1000-1400 долларов. Почему же наши пекущиеся о народе депутаты до сих пор не приняли закон, по которому наказание за овербукинг составит не 30 тысяч, а 3 млн рублей, причем не в бюджет, а пострадавшему? Ведь это же смешно. Человеку наносят прямой материальный ущерб, а компенсацию получает... государство!
Как же не стать жертвой овербукинга?
- На рейс регистрируйтесь на сайте авиаперевозчика, лучше заранее. Прибывайте в аэропорт заблаговременно, чтобы раньше сдать багаж и получить посадочный талон.
- Если на рейс вы не попали, а альтернативные варианты не устраивают, то важно зафиксировать факт отказа в перевозке. Таким документом будет маршрутная квитанция электронного билета, посадочный талон с отметкой авиакомпании или справка, которую можно получить на информационной стойке аэропорта.
- Если пассажира не посадили на рейс, то это факт одностороннего отказа от исполнения обязательств со стороны перевозчика, что запрещено ст. 310 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, авиакомпания обязана в полном объеме компенсировать причиненные убытки (ст. 15 ГК РФ).
Виталий Игорев
Фото: LEGION-MEDIA









