Новости транспорта. Автомобильные новости
4214 | 0

Кукурузник Боинга не заменит

Правительство утвердило программу по расширению производства самолетов, двигателей и авиационных приборов, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

Кукурузник Боинга не заменит
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Позитивная новость. Только в успех верится с трудом.

Полтора года назад, в июне 2022-го, кабмин уже объявлял о некоей комплексной программе развития авиационного транспорта страны на семь лет. На ее реализацию собирались направить 770 млрд рублей. Однако тогда же заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник публично усомнился в этой перспективе и заявил, что в лучшем случае выпуск воздушных судов будет налажен лет через десять.

«Перспектива безрадостная. Самолеты Ту-214 не выпускаются. Мощность завода в Казани - 10 самолетов в год, а нам надо тысячу. Это через 100 лет мы получим тысячный самолет. Вопросы к чиновникам, которые нам обещают, что мы пересядем на МС-21, Ту-214, на Sukhoi Superjet New, Ил 114-300: где эти самолеты, кто их построит?» - сетовал специалист.

Сегодня глава правительства сообщает, что нынешняя программа по развитию отрасли предусматривает техническое перевооружение предприятий и проведение опытно-конструкторских работ, «включая создание новых материалов и электронной компонентной базы». И принято решение использовать для ее финансирования средства из Фонда национального благосостояния. «На возвратной основе можно будет привлечь на такие цели более 280 миллиардов рублей», - подчеркнул Мишустин. Пардон, а где же те 770 млрд рублей, которые премьер обещал потратить на те же цели в 2022-м? Не дошли по назначению? Украдены? Истратить такую огромную сумму в столь короткий срок невозможно даже при нравах нашенского «рынка»!

Глава правительства сообщил, что за следующие шесть лет в России должно быть построено более 600 «полностью отечественных лайнеров». «Основу парка российских авиа­компаний составят Superjet и флагманские МС-21, эту линейку дополнят региональные Ил-114 и сверхнадежные Ту-214 для полетов на средних дистанциях. Также широкофюзеляжные самолеты, такие как Ил-96-300», - перечислил премьер. На сайте правительства появилась информация, что отечественным авиаперевозчикам планируется передать 142 самолета SSJ-New, 270 лайнеров МС-21-310, 70 самолетов Ил-114-300, 115 машин Ту-214 и 12 самолетов Ил-96-300.

Обещания впечатляют. Хотя с цифрами опять же какая-то путаница. В ходе недавней прямой линии президент обратил внимание, что отечественные авиакомпании закупали чрезмерно много иностранных самолетов. По мнению главы государства, предприятиям стоило больше обращать внимание на рынок российской техники. По словам президента, РФ планирует к 2030 году произвести более одной тысячи своих самолетов, значит, «будет, на чем летать». Однако в конце декабря 2023-го на встрече с президентом России глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов заявил следующее: «По программе, которая была вами утверждена, мы до 2030 года должны произвести более 500 самолетов различного типа: 270 лайнеров МС-21, 142 самолета Superjet 100 и 115 самолетов Ту-214».

Снова, выражаясь по-бухгалтерски, «не бьют цифры». Сколько все же запланировано построить авиалайнеров - 500, 600 или тысячу? Когда такие разночтения обнаруживаются уже на стадии обещаний, это сразу заставляет усомниться в реальности планов.

Уточнить ситуацию попытался авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин: «Когда говорится про вот эти сотни самолетов, говорится не только про магистральные самолеты, но и про всякие мелкие машины типа «Байкала» какого-нибудь. То есть там, условно говоря, 70 Ту-214, МС-21 там должны к 2027 году, по-моему, производить 36 штук в год - три штуки в месяц. Соответственно Ил-96 тоже там ограниченное количество, их там всего несколько десятков будет построено в лучшем случае. Поэтому все эти 500-600 машин - это именно с учетом «Байкала» и «Ладоги», этих небольших самолетов».

Хитрый прием придумали ВИП-чиновники: посчитать скопом кукурузники и широкофюзеляжные авиалайнеры и красиво отчитаться за успехи отрасли. Вопрос в том, на чем реально будут летать авиаперевозчики, которым, по слухам, уже приходится сокращать летный состав.

«Сегодня такие продукты, как Ту-214, Ту-204СМ, МС-21, Superjet, из чего строить? - отмечает заслуженный пилот России Юрий Сытник. - Чтобы построить такое количество самолетов, надо по 30 заводов в год запускать. Откуда взять на это деньги, людей, специалистов?» Эксперты указывают на две основные проблемы отечественного авиастроения. Во-первых, РФ пока не может заместить на новых самолетах западные двигатели. Иностранные комплектующие в российских самолетах Ту-214, МС-21 и Superjet планируется заместить в ближайшие два года, сообщил вице-премьер - глава Минпромторга России Денис Мантуров. Но пока ни один из современных отечественных авиадвигателей не сертифицирован: ни ПД-8, ни ПД-14. Это проблема, и это делает программу очень сомнительной. А на тысячу самолетов понадобится как минимум две тысячи авиадвигателей.

Во-вторых, новые лайнеры, которые должны поставляться в авиакомпании уже в 2024 году, очень дорогие. Стоимость первых самолетов «превышает возможности авиакомпаний». Правительство планирует выделять субсидии на компенсацию разницы между себестоимостью новых гражданских самолетов и их коммерческой ценой. Программа производства гражданских самолетов МС-21 будет убыточна до 2035 года, заявлял главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач.

Однако есть еще одна беда, пожалуй, главная. «Сейчас в России все идет в нужном направлении, и рано или поздно мы преодолеем проблемы в авиапроме, - утверждает экс-замминистра гражданской авиа­ции СССР Олег Смирнов. - Но необходимо убрать с экономического и политического поля всех продажных личностей, которые разрушали наше оте­чественное самолетостроение на протяжении 30 лет, сколотив себе огромные состояния».

Григорий Алексеев.

Фото: Агентство «Москва».

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.