Новости транспорта. Автомобильные новости
2239 | 0

Кого лишат водительских прав

Кого лишат водительских прав
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Вскоре должны появиться новые основания для ГИБДД лишать граждан водительских прав. Это будут делать в случае ухудшения состояния здоровья водителя.

Какие плюсы и минусы у новшества, есть ли в этом вопросе подводные камни, разбирался «МН».

УДАР ПО ПЕНСИОНЕРАМ ЗА РУБЛЕМ

На тему более активного лишения прав по медицинским показаниям говорили давно. И вот правительство внесло в Госдуму законопроект, согласно которому права можно будет отбирать из-за возрастных, хронических и иных болезней.

Пока что, как известно, российские водители проходят медицинское освидетельствование раз в 10 лет. Понятно, что одно состояние здоровья у человека в 70 лет и совсем другое - в 80, но при нынешнем положении дел он может садиться за руль как ни в чем не бывало в течение всего срока действия прав, то есть в течение десятка лет. А главное, что у Минздрава и МВД не имелось системы межведомственного обмена данными. И вот теперь он может появиться. Канал передачи информации будет организован с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ): данные об обнаружении противопоказаний или ограничений у водителей, которые выявят во время медосмотров, освидетельствований или оказания медицинской помощи, будут передаваться в органы внутренних дел.

Таким образом, единая информационная база с данными о людях, которые имеют противопоказания или ограничения по управлению автомобилем, позволит лишать их водительских прав.

БУДЕТ ЛИ ВАЛ ЛИШЕНЦЕВ?

Понятно, что теперь появляется новая почва для тревог у водителей и для злоупотреблений у недобросовестных дорожных или медицинских чиновников. Ведь понятно, что за взятку у человека могут «исчезнуть» и косоглазие, и рубцы от инфарктов, вылечиться наркомания.

Но взятки всех потенциальных лишенцев, конечно, не спасут. И если, согласно статистике, за последнюю пятилетку подразделения ГИБДД аннулировали более 105 тысяч водительских удостоверений на основании судебных решений в отношении людей с ограничениями по здоровью, то теперь счет может пойти на миллионы.

И поможет этому единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

ПРАКТИКА ПОКАЖЕТ УЗКИЕ МЕСТА

Есть ряд болезней, при которых точно права отберут.

Врач-психиатр, кандидат медицинских наук и эксперт медкомиссии Вячеслав Саларьев комментирует ситуацию: «Вас лишат прав вождения, если выявят такие психические расстройства, как галлюцинации, делирий или деменция. Сюда же отнесут шизофрению, аффективные расстройства, сильные фобии, тревожность, истерики. Не позволят иметь или сохранять права расстройства личности и поведения, умственная отсталость, эпилепсия, слепота на оба глаза, ахроматопсия, то есть вид дальтонизма, когда все видится только в черно-белом цвете».

Вроде все правильно. Но вот, скажем, на теме «расстройства личности и поведения» можно хорошо устроить длинный коррупционный забег, ведь это не одноногость или одноглазость, которые можно определить однозначно, здесь к теме можно подойти, так сказать, с разных вариативных сторон…

Кстати, эксперты-медики утверждают, что люди, страдающие психическими заболеваниями, поведенческими расстройствами, в том числе из-за употребления наркотиков, хронического алкоголизма, часто уклоняются от медосмотров и посещений врача. Но права получать они все же как-то умудряются. Будет ли теперь им поставлен непреодолимый заслон?

Скептики считают, что новые правила информационного обмена заставят многих водителей активно и сознательно скрывать свои заболевания. Они вообще не станут обращаться за официальной медицинской помощью, лишь бы не лишиться прав, тем более если вождением человек зарабатывает на жизнь.

Оптимисты же надеются на будущее специальное оборудование для автомобиля, которое, протестировав текущее состояние водителя, либо позволит, либо запретит машине тронуться с места. Правда, во времена, когда из новых моделей отечественного автопрома убирают даже подушки безопасности, надеяться на такое оборудование наивно.

В общем, практика покажет узкие места. Со временем станет ясно, насколько новая система обмена данными и лишения прав усилит безопасность на дорогах.

Евгений Александров.

Фото: ADOBE STOCK

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.