Новости транспорта. Автомобильные новости
3231 | 0

Фантом в шашечку

Фантом в шашечку
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В ДТП с участием такси ежегодно погибает около 1 тысячи человек.

Но даже если машина представляла крупную компанию, найти крайнего и добиться адекватной компенсации родственникам жертвы не всегда удается.

Сейчас я скажу крамольную вещь: современное такси - не более, чем миф. Нет, на практике оно, конечно, есть. А вот по документам его официально как бы и не существует...

ВПЕРЕД, В ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГРЕЗ…

Москвичка Елена Гращенкова приехала в Санкт-Петербург в июне 2016 года. На вокзале через мобильное приложение заказала машину, и очень скоро авто с характерной раскраской подъехало к нужному месту.

«Где-то на 15-й минуте водитель стал вести себя неадекватно, начал прижиматься к бордюру, не снижая скорости. Я спросила: «Вы паркуетесь? Зачем?» Это были последние слова, которые я успела произнести. Я увидела, что водитель не реагирует, смотрит вперед стеклянными, широко раскрытыми глазами, не нажимает на тормоз и не крутит руль. Он, на мой взгляд, был в наркотическом анабиозе», - вспоминает теперь Елена.

Желтое такси влетело в бордюр, потом протаранило дерево и фонарный столб. Скорая помощь увезла Елену в больницу. Врачи сказали, что плечо было полностью раздроблено.

Хорошо, что у женщины был полис добровольного медицинского страхования, поэтому удалось организовать перевозку в Москву и размещение в хорошей клинике. Затем тяжелая операция, месяцы дорогостоящей реабилитации.

Гращенкова подала судебный иск к водителю, который, как оказалось, уже отсидел за хранение и перевозку наркотиков, что интересно, тоже в такси. Он получил еще полтора года, к тому же обязан выплатить 400 тыс. рублей компенсации, которые Елена, как и следовало ожидать, до сих пор не получила.

По статистике ГУВД г. Москвы, за 11 месяцев прошлого года в столице зарегистрировано почти 600 аварий с участием такси, 400 из них произошло по вине их водителей.

Еще одно происшествие: в середине февраля этого года в Москве на Дубнинской улице водитель такси набросился с ножом на своего пассажира и нанес ему удар в грудь. Мужчина остался жив, но до сих пор находится в больнице. Преступник с места происшествия сбежал, а машину бросил - она оказалась арендованной. Получить компенсацию раненому теперь будет очень непросто.

Елена вот уже два года ходит в суды как на работу. За это время она узнала много о работе такси. Крупный агрегатор - компания, распределяющая заказы, - утверждал, что якобы не имеет к машинам с собственным логотипом на борту никакого отношения.

Оправившись после больницы, москвичка обратилась к компании-оператору. И там ей объяснили, что автомобиль, на котором она попала в аварию, на самом деле принадлежит фирме с другим названием.

«Я смотрела их рекламу, поверила их обещаниям о комфортных, безопасных поездках. Я платила их представителю. И о том, что в моей жизни присутствовала какая-то другая организация, понятия не имела. Как следовало из материалов уголовного дела, в этой схеме перевозки было несколько юридических лиц и несколько физлиц», - рассказывает Гращенкова.

Обычно потенциальный пассажир видит красивый рекламный плакат, на котором компания с раскрученным брендом предлагает услуги надежного и дешевого такси. Никто не сомневается, что эта серьезная организация контролирует весь путь от заказа машины клиентом до оплаты поездки. Но это не так.

Обычно машины с шашечками принадлежат какой-то малоизвестной фирме-однодневке. Она сдает их в аренду точно таким же компаниям. Те, в свою очередь, предлагают их в субаренду частным лицам, то есть водителям. Сам агрегатор предоставляет только услуги по распределению заказов, свое громкое имя и раскрученный логотип.

Такая сложная схема дробления крупного бизнеса придумана исключительно ради того, чтобы уйти от уголовной и налоговой ответственности. При первом же разбирательстве выясняется, что такси никому толком не принадлежит и никто за него не отвечает.

ШЕЛ МИМО, СЕЛ ЗА РУЛЬ

Для того чтобы стать таксистом, сегодня надо иметь только права.

«Человек, который меня вез, просто шел мимо стоянки, увидел машины с известным логотипом, зашел спросить, как здесь насчет работы. Ему говорят: бери в аренду автомобиль, каждый день будешь привозить определенную сумму. Остальное - твое. У него проверили права, заключили договор аренды, выдали планшет. И он поехал за мной. Никто с ним не беседовал, его никто не проверял», - говорит Елена.

И эти люди начинают работать на износ. Дело в том, что право назначать тарифы присвоили себе именно агрегаторы. Довольно часто в погоне за клиентом они снижают цены. Между тем обслуживание машины, бензин, запчасти только дорожают, а платить за аренду машины надо по-прежнему.

Таким образом, часто складывается ситуация, когда первые 8 часов работы водитель зарабатывает деньги для хозяина автомобиля. И только после этого он начинает работать на себя. Чтобы заработать среднюю по Москве сумму, люди вынуждены сидеть за рулем по 16 часов в сутки.

Сейчас в Государственной думе находятся поправки в законодательство, которые вводят в правовое поле само понятие «агрегатор». Предполагается, что они будут сотрудничать с транспортными компаниями или таксистами, имеющими статус индивидуального предпринимателя. Соответственно найти виноватого и привлечь его к ответственности станет проще.

«Ответственность за жизнь пассажира будет нести водитель либо компания, которая его перевозит: это либо транспортная организация, либо индивидуальный предприниматель. Но при этом пассажир должен быть застрахован на серьезную сумму. Нам необходимо провести работу с игроками рынка, с бизнесом, чтобы выработать такую схему страхования, в которой будут участвовать все», - заявил первый зампред Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков.

Но когда будут приняты эти поправки, пока неизвестно.

Наталья Пуртова.

Фото И. Стомахина.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.