Даже по официальным данным, многие проекты новых автомобильных дорог в РФ остаются лишь на бумаге. Хотя в рамках национальной программы с 2019 по 2024 год в дорожное строительство планировалось вложить более 4,5 трлн рублей.
Чиновники вроде бы стараются. Рисуют красивые проекты и сметы, выделяется финансирование - и на этом все заканчивается. Проблемой нашей экономики является так называемый недострой. Это когда начали и бросили. Цена проблемы - триллионы закопанных бюджетных рублей. По статье «незавершенного строительства» числятся многие несуществующие дороги в России, и аудиторы Счетной палаты с полным правом предъявляют претензии к федеральному дорожному агентству Росавтодор.
Проверка выявила, что с января 2017 года по сентябрь 2023 года объем замороженных средств вырос с 3,6 млрд до 8,9 млрд рублей. На сентябрь прошлого года за Росавтодором числилось 374 объекта незавершенного строительства с объемом капвложений 319,3 млрд рублей.
«Реализуемые на федеральном и региональном уровнях меры не привели к принципиальным изменениям в сфере незавершенного строительства», - утверждает аудитор СП Светлана Орлова. В экспертном сообществе отмечают, что сейчас объем замороженных в недострое бюджетные средства сопоставим с общими оборонными расходами всей РФ. Как такое могло случиться?
Еще в советское время в среде хитрых предпринимателей строительство дорог считалось едва ли не самым выгодным делом. Кто подсчитает, сколько грунта пришлось переместить для прокладки полотна трассы?
Специалисты рассказывают, что сначала российский бюджет вкладывает деньги в проектно-сметную документацию будущей транспортной системы, а потом Правительство РФ откладывает этот проект в долгий ящик по соображениям некой экономии средств или пересмотра «целей и задач». Очевидно, что без активного участия больших чиновников подобный механизм не будет работать. Также без них не обходится и получение бизнесменами госзаказов на строительство.
Так уж у нас повелось, что далеко не всегда тендеры выигрывают компании, которые работают лучше, качественнее. Часто заказы достаются тем, кто лишь обещает проложить дорогу дешевле других. Но собирается не строить, а «пилить» бюджетные средства.
Нет, куда-то не туда идет наше дорожное строительство...
Алексей Воробьев.
Рисунок: Е. Кран.