В России более миллиона человек живут в домах, которые угрожают их жизни и здоровью.

Попросту говоря, люди рискуют быть погребенными под обломками своего ветхого жилища. Да, многих рано или поздно переселяют в пригодное жилье. Но треть «заложников квадратных метров» ждет переселения, каждый день ожидая худшего, не менее пяти лет.
По расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, уже в этом году произойдет резкий рост площади аварийного и ветхого жилья. Это связано с предельными сроками эксплуатации советского жилого фонда.
Проблема обострилась до такой степени, что председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин собрал недавно руководителей территориальных групп СК со всей страны, чтобы обсудить вопросы защиты прав граждан, живущих в аварийных домах.
По словам главы СК, государство вкладывает большие средства в программу по расселению аварийного фонда. Каждый год правительство направляет в регионы (не во все, примерно в половину - туда, где в этом есть острая необходимость) более 20 млрд рублей. И это деньги только федерального центра. В программе на условиях софинансирования должны участвовать и региональные власти.
За последнее время, отметил Бастрыкин, число аварийных случаев сократилось на 8 процентов. Но ситуация остается очень сложной как в северных и дальневосточных регионах, на Урале, так и на юге России, например, в Волгограде и Астрахани. Жилье в этих климатических зонах стремительно ветшает, аварийные дома рушатся.
Так, 29 июля рухнула секция трехэтажного административного здания 1963 года постройки в Екатеринбурге. 30 июля в Уфе развалилась секция пятиэтажного здания бывшего общежития Башкирского кооперативного техникума. В Астрахани в конце июля сложился целый подъезд аварийного дома. Только чудом в этих случаях обошлось без жертв. Как и в Ростовской области: в Таганроге спасатели эвакуировали 40 жителей многоквартирного дома после обрушения плиты перекрытия и появления трещин в конструкции здания.
На данный момент в стране около 70 млн квадратных метров жилья признано ветхим и аварийным. Причем эта цифра из года в год растет. По расчетам экспертов, на пик проблемы мы выйдем лет через 10-15. Именно тогда закончится срок службы домов первого индустриального периода. Хорошо, если коэффициент прочности позволит эксплуатировать жилье и дальше, все-таки в советское время строить умели. А если нет?
Следователи решают проблему по-своему. В этом году СК возбудил более 600 уголовных дел по аварийному жилью. Это на 25 процентов больше прежнего. Но из папок с материалами дела новый дом не сложишь. По всей стране не выполнено более 2 тысяч судебных решений, которые предписывают переселить людей из аварийного жилья. Треть таких неисполненных решений - в Архангельской области. Денег в бюджете кот наплакал, подходящих жилых метров для бедолаг тоже нет и не предвидится.
Как редкий пример положительного для жильцов исхода на совещании у Бастрыкина привели историю аварийного дома в Прокопьевске. Это, напомним, Кузбасс, шахтерский край. Доведенные до высшей точки кипения работяги, мягко говоря, не слезли с мэра, пока не получили адекватную выкупную цену за свои дышащие на ладан квартиры.
Но многие муниципалитеты почти не имеют маневренного фонда, куда можно было бы временно переселять граждан. В итоге люди остаются в аварийных зданиях. К примеру, пятиэтажное общежитие в Ростове-на-Дону признано аварийным три года назад, но люди все еще ждут расселения.
Новостройки тоже не спешат распахнуть двери перед вынужденными переселенцами. Алчность застройщиков, о которой не раз писал «Мир новостей», не позволяет им снижать цены на жилье даже в ситуации затоваривания.
В этом году почти половина новых домов была введена с опозданием из-за проблем с поставками стройматериалов, финансированием и проектированием. Продажи жилья падают, застройщики откладывают сдачу, чтобы не терять доходы при низком спросе.
Александр Бастрыкин поручил руководителям на местах держать ситуацию под контролем до полного восстановления прав жильцов. Ну хоть какая-то надежда…
Олег Павлов
Фото: РИА «Новости»/А. Кряжев.