Министерство финансов внесло в правительство законопроект, согласно которому с 1 января 2015 года в России появится новый налог - с продаж. В этом случае, говорят эксперты, новый скачок инфляции нам обеспечен.
Налогом будет облагаться реализация товаров и услуг физическим лицам. Плательщики - организации и индивидуальные предприниматели. Но, по сути, груз новой подати ляжет на плечи населения: по прогнозам экспертов, введение налога с продаж серьезно ускорит рост цен. Впрочем, ничего радостного не ждет в связи с этим и бизнес.
ПОПЫТКА №3
Налог с продаж - старый знакомый российских налогоплательщиков. Настолько старый, что первое знакомство большинство наверняка уже успело позабыть. Дело было еще во времена СССР, точнее, в последний год его существования. Этим 1991 годом, собственно, дело и ограничилось.
Вторая попытка была предпринята в кризисном 1998 году. Но уже 1 января 2004-го государство сделало гражданам и бизнесу роскошный новогодний подарок - налог с продаж был отменен. Большой нужды в нем на тот момент и в самом деле не было: неудержимо прущие вверх цены на нефть, газ и прочее экспортное сырье - и соответственно доходы бюджета - с лихвой компенсировали выпавшие поступления.
Вновь о налоге с продаж заговорили, когда на смену «тучным» годам пришли «тощие». Вначале, правда, дискуссия носила чисто теоретический характер. Однако даже в своих теоретических рассуждениях представители власти не допускали введение налога в ближайшие годы. В крайнем случае - после 2018 года. О том, что заставило рулевых нашего государственного корабля резко поменять курс, догадаться нетрудно: в связи с присоединением Крыма расходы государства резко возросли, а доходы - не в последнюю очередь по причине того же присоединения и вызванного им глобального политического кризиса - падают и падают.
По имеющейся информации, рассматривались два возможных способа пополнения бюджета. В качестве альтернативы налогу с продаж предлагалось повысить на 2% ставку НДС. Но последнее слово было за президентом. Впрочем, как уверяет пресс-секретарь главы государства, окончательное решение президентом пока все-таки не принято. Такая неопределенность может объясняться только одним - отсутствием единства в коридорах власти по этому вопросу.
НИ СТРАНЕ, НИ ЛЮДЯМ
Разработчики, по некоторым данным, не стали изобретать велосипед и практически слово в слово воспроизвели положения упраздненной 10 лет назад главы 27 Налогового кодекса. Почти единственное принципиальное отличие - снижение предельной ставки с 5 до 3%. Если исходить из этой информации, то в новых налоговых правилах будет масса исключений.
Согласно статьям НК, действовавшим до 1 января 2004 года, налогообложению не подлежала реализация физическим лицам продовольственных товаров первой необходимости, объектов недвижимости, печатной периодики, услуг ЖКХ и большого ряда иных товаров и услуг. Однако даже в таком, относительно мягком, виде налог с продаж довольно болезненно скажется и на покупателях, и на продавцах, и на экономике в целом.
Подробный разбор вероятных последствий его введения представлен в недавнем докладе Центра макроэкономических исследований Сбербанка «Повышение налогов: сравнение альтернатив». Итак, во-первых, это значительное ускорение инфляции. При условии введения налога всеми регионами одновременно общий скачок цен составит 2,1%. Во-вторых, сокращение на 1% объема розничных продаж. В-третьих, снижение темпов роста ВВП - на 0,5%. Кроме того, налог с продаж не так уж много дает в казну.
Вывод экспертов: из всех рассматриваемых вариантов повышения налоговой нагрузки введение налога с продаж несет наибольшие издержки для экономики страны. И так считают сегодня далеко не только в Сбербанке. К громкому хору решительных противников налога с продаж присоединяются все новые участники - РСПП, «Опора России», Общественная палата, депутаты Госдумы...
Почему же власть решила пойти по наиболее сложному и конфликтному пути? Возможное объяснение: законопроект - не более чем отвлекающий маневр. По этой логике в финале нас ждет повышение ставки НДС. По многочисленным, так сказать, просьбам трудящихся: мол, не могли остаться глухими к гласу народа и выбрали более симпатичное зло.
Но еще более вероятно, что обе разорительные для россиян фискальные беды нагрянут вместе. Слишком большая дыра зияет в государственном кармане, чтобы надеяться, что дело ограничится единственным «налоговым маневром». Хотя, по сути дела, все эти грядущие фискальные меры можно рассматривать как один большой дополнительный налог - налог на Крым.
Материал подготовил Андрей Владимиров
Карикатура А. Хорошевский