Цена, которую приходится платить россиянам за ограничение продовольственного импорта, становится все более ощутимой. На горячие линии ФАС и Общественной палаты широким потоком идут жалобы россиян на резкое подорожание продуктов питания.
В лидерах - претензии по поводу птицы. «По наблюдениям граждан цена на курицу выросла в среднем на 30%», - извещает оперативный штаб Общественной палаты, созданный в целях мониторинга продуктовых цен. На втором месте - мясо, на третьем - рыба. Примерно такой же рейтинг выстраивается и у Федеральной антимонопольной службы. Фасовцы начали масштабные внеплановые проверки в отношении крупнейших птицефабрик страны. Первым выведенным на чистую воду «спекулянтом» стало ЗАО «Ставропольский бройлер»: изучив отпускные цены конкурентов «Бройлера», местное подразделение ФАС установило, что «они значительно ниже». Возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. Но пока что действия властей больше напоминают попытки выпустить пар. Очевидно же, что в условиях рыночной экономики обуздать дороговизну можно лишь двумя способами - либо резко увеличить предложение товара, либо отменить рынок, введя государственное регулирование цен. Причем выбирать нужно что-то одно: первое в корне противоречит второму.
С вопросом «что делать?» ясности, увы, нет. Очевидно, что отечественный производитель при всем своем желании не сможет в одночасье возместить выпавший объем продовольственного рынка (порядка 20 млрд долларов). Кроме того, ожидать, что наши поставщики сохранят прежние цены, по меньшей мере наивно. Собственно, это подтверждают и сведения, поступающие на горячие линии: быстрее всего, по мнению потребителей, дорожают российские товары. Кстати, если не принимать во внимание теории заговоров, то ответ на вопрос, почему торговля предпочитала западные продукты сопоставимым по качеству российским, до банальности прост: первые были дешевле.
Абсолютно те же проблемы возникают сегодня и в отношении разрешенных зарубежных поставщиков. Новые, во-первых, не могут в полной мере заменить старые, запрещенные, а во-вторых, безбожно растут цены.
Варианты ответов, обсуждаемые сегодня экономистами и политиками, сводятся к трем основным идеям. Итак первая - терпеть. Ну то есть ждать, пока страну накормит освобожденный от пут продуктового импорта российский аграрий и/или найдутся работящие и нежадные зарубежные «кормильцы». Второй вариант: адресная государственная помощь тем, кто больше всего страдает от роста цен на продукты питания, - малоимущим. И у этой идеи есть масса вариаций, но, пожалуй, наиболее любопытно предложение, прозвучавшее на заседании Экспертного совета при ФАС. Речь идет о карточках, но только не продуктовых, а специальных банковских: деньги с них могут быть сняты лишь при покупке социально значимых продуктов питания.
Третий вариант - регулирование цен. В наиболее развернутом и оформленном виде он представлен в законопроекте, внесенном недавно на рассмотрение нижней палаты депутатами фракции КПРФ. Проект предполагает наделить правительство правом устанавливать предельные размеры торговых надбавок на некоторые виды продовольственных товаров. Для производителей первичного сырья наценка не может превышать 45% от себестоимости, для переработчиков - 15% от отпускной цены поставщика, для оптовиков - 10%, для розничных торговцев - 15%.
Идея на первый взгляд привлекательная. Но лишь на первый. Попытки административного воздействия на цены нигде и никогда не приводили к насыщению рынка. Результат, как правило, оказывался прямо противоположным. Возьмем, к примеру, Аргентину, на которую у нас возлагались большие надежды как на альтернативного поставщика говядины. Не тут-то было: поголовье крупного рогатого скота в этой стране в последние годы резко сократилось. И причиной как раз является государственное регулирование цен. Словом, в итоге мы запросто можем получить не банковские, а самые обычные продовольственные карточки.
Есть, конечно, и еще один, самый простой выход - поступиться принципами и гордостью и отменить санкции. Но, по уверению социологов, «капитулянтский» путь категорически отвергают сегодня сами граждане. По данным ВЦИОМ, ограничения на импорт продовольствия одобряют 84% опрошенных россиян. А согласно исследованию «Левада-центра», доля респондентов, считающих, что «люди должны пойти на некоторые жертвы ради блага государства», увеличилась за последний год более чем вдвое - с 5 до 11%. Впрочем, справедливости ради надо заметить, что особых жертв пока не было. Изменятся ли результаты опросов после того, как цены начнут кусаться по-настоящему больно?
Андрей Владимиров
Фото PHOTOXPRESS