Новости экономики и финансов
4008 | 0

Михаил Хазин: «Антикризисный план правительства - это фикция»

Михаил Хазин: «Антикризисный план правительства - это фикция»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Еще три года назад, до украинских событий и резкого изменения нефтедолларовой конъюнктуры, известный экономист Михаил Хазин прогнозировал масштабное падение покупательной способности населения России и превращение среднего класса в «новых нищих». Первые признаки уже налицо...

- Михаил Леонидович, что происходит?

- Мир стоит на пороге тотальной политической катастрофы, которая является следствием катастрофы экономической. И дело не в том, что упадет уровень жизни населения. Ну упадет и упадет - не в первый раз. Проблема в том, что консервативные ценности, в рамках которых происходило управление социумом в большинстве стран мира, перестают работать. Людям долго объясняли, что такое хорошо и что такое плохо, как вдруг либеральная революция! На Западе она началась в 1980-е годы, у нас - в 1990-е. Уже выросло два поколения людей, которые, мягко говоря, не очень-то консервативны. Правда, в нашей стране сломать эту матрицу не удалось. В Высшей школе экономики было проведено анкетирование, и на вопрос, готовы ли вы пожертвовать личными интересами ради интересов страны, 80% студентов «вышки» сказали: да, готовы.

- То есть совсем не либеральный ответ, и это в одном из самых прозападных вузов России...

- Вот именно. Сегодня управление обществом идет по линии среднего класса. Проще говоря, людям давали достаточно денег для безбедной жизни, но требовали от них соблюдения правил игры. Все бы ничего, но такого количества денег больше не будет. В результате кризиса средний класс истончается. Но представители этого класса еще помнят, что у них было некоторое благосостояние. И начинают понимать, что его может уже не быть никогда. Это дикий потенциал, разрушительный. В большей степени это касается США и Западной Европы...

- А России?

- В нашей стране теоретически возможен переход обратно на консервативные рельсы. Но сейчас образы консерваторов у нас довольно специфические. Понравится ли, например, городскому населению (а это большинство), если правила будут устанавливать люди вроде Рамзана Ахматовича Кадырова? Не уверен.

- И что же делать?

- Могу сказать только одно: если у нас к власти придут консерваторы, то они либерализм будут выжигать каленым железом. Что будет на Западе, не знаю. Консервативную матрицу им нужно долго восстанавливать.

- На Западе ее нет?

- Почти нет. Что-то осталось, например, в Венгрии. Но там она на базе национализма. Если так пойдет дальше, то Венгрия заявит свои права на земли, которые у Австро-Венгерской империи отобрали после Первой мировой войны. Ну а как себя ведут «консервативные» украинцы, мы сейчас видим в Новороссии - все тот же национализм!

Я вообще считаю, что в Европе в ближайшие пять лет будет война между националистами и мусульманами. А потом на это поле, когда там, говоря образно, останется выжженная земля, придут коммунисты. Так что мир стоит на пороге изменений, сравнимых с религиозными войнами XVI века.

- Итак, средний класс стирается...

- Он превращается, по сути дела, в «дно». Это будут «новые нищие», как в СССР 1950-х годов, когда три года приходилось откладывать на пальто. Я в школу пошел в 1969 году и еще застал тех, кто так жил. Больше половины моих одноклассников обитали в коммуналках, как и я сам.

- Но именно о людях «дна» вроде бы должно заботиться государство? Или нет?

- О них никто не будет заботиться. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Вы что, всерьез думаете, что будете получать нормальную пенсию?

- В антикризисном плане правительства РФ говорится о 2,32 трлн рублей на социальные пособия, на помощь Пенсионному фонду, Минздраву...

- Считайте, что у нас нет антикризисного плана, потому что Минфин не выделяет на него денег, это все фикция.

- А что ждет богатых?

- Количество богатых с учетом экономических изменений должно сократиться как минимум в 10 раз. И наверху будут разборки почище тех, что были в начале 1990-х. Богатства-то уменьшаются.

- В интервью нашей газете депутат Госдумы Евгений Федоров говорил, что через два-три месяца катастрофа кризиса будет осознана, у людей закончатся их сбережения, так как на что-то надо жить. В чем, по-вашему, надо хранить жалкие остатки сбережений?

- Тем, у кого еще остались деньги, советую покупать золотые монеты. Я еще пять лет назад говорил, что лучший пенсионный план - это покупать в каждую зарплату золотые монеты. Но сегодня у большинства россиян не осталось на это денег.

- А с кредитами стоит иметь дело?

- Ни в коем случае. Лучше работой дорожить. Найти более или менее приличную новую работу станет все труднее. И держите дома недельный или двухнедельный запас продуктов.

- Да что вы! Хотите сказать, что с импортозамещением ничего не выйдет?

- Что-то, конечно, выйдет. Голода у нас быть не может, а вот перебои с поставками - запросто.

- Неужели у наших бед нет конкретного виновного. Так, сегодня часто вспоминают Егора Гайдара...

- У него были сверхценные идеи, и он не думал, что жертвами реализации этих идей могут быть люди, это его вообще не волновало. Так что по поводу сверхценных идей это вы к его друзьям обратитесь, к Улюкаеву например.

- Министр экономического развития Алексей Улюкаев, кстати, обещает, что «восстановительный рост» нашей экономики начнется уже в 2016-м...

- Это вранье. По принципу вы только нас пока не снимайте, а завтра все будет хорошо.

- Что бы вы посоветовали нашим читателям?

- Не впадайте в депрессию, это очень мешает. Если человек пребывает в хорошем настроении - выход всегда находится.

- Так-то оно так, но исследователи, изучавшие поведение людей в концлагерях, отмечали, что выжили большей частью не оптимисты, а те, кто смирился с положением, понял, что это надолго...

- Правильно, выжили реалисты. Я же не говорил, что людям надо вопреки фактам повторять: «Сегодня все не очень хорошо, зато завтра будет лучше». Реалисты и без этого знают, как поднять себе настроение.

Елена Половцева

Фото ТАСС / Интерпресс / Петр Ковалев

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.