Новости экономики и финансов
361 | 0

Мифы и ужасы утильсбора

В первом квартале 2025 года доходы федерального бюджета от утилизационного сбора упали почти на треть - до 97 млрд рублей против 142 млрд за тот же период прошлого года.

Мифы и ужасы утильсбора
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Собранный в первом квартале 2025 года утильсбор составил менее 10% от скорректированного годового плана, который и так был снижен с 2 до 1,5 трлн рублей. Причиной резкого спада аналитики считают резкое удорожание авто. И утильсбор, который, по задумке мудрецов из правительства, должен был стать источником финансирования отечественного автопрома, стал заложником общей тенденции - на рынке автомобилей в РФ серьезный спад.

Утильсбор в РФ изначально был проектом мифическим и обреченным. По официальной версии, он предназначен для утилизации отработавших свой срок машин - процесс этот недешевый. Но сколько ни пытались разгневанные новшеством автолюбители искать те заводы, где происходит упомянутая переработка, найти их не сумели. Есть подозрения, что отслужившие корпуса авто импортируют на переработку за кордон!

«Этот сбор не имеет с утилизацией старых автомобилей ничего общего, - считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. - Платят его в бюджет с любой выпущенной в обращение машины, но если производство локализовано в РФ, то автозавод получает возврат, а импортер - нет. Выше локализация - больше возврат. Так импорт авто становится дороже местного производства. Ранее этот механизм позволил привлечь в Россию зарубежных производителей автомобилей, которые привели с собой и поставщиков компонентов на конвейер».

Наш автопром перестал выдерживать конкуренцию с иномарками на внутреннем рынке, и включением утильсбора чиновники решили поддержать родную промышленность. Хотя аналитики их сразу предупреждали, что это кардинально поднимет цены на рынке, нанесет жесткий удар по продажам. Что и случилось...

Глава АвтоВАЗа Максим Соколов «успешно» пролоббировал в кабмине повышение утильсбора до 667 400 рублей на самые популярные модели, глава Минпромторга Антон Алиханов предупредил, что из-за этого бюджет недополучит 200 млрд рублей. А автолюбители начали «мести по сусекам», отчаянно наскребая рубли на покупки авто, так как реальная сумма переплаты (!) за утильсбор при покупке машины уже доходит до 800 тысяч рублей. И это не предел, поскольку он должен повышаться до 2030 года, то к тому времени сбор со среднестатистической легковой машины составит 1 172 400 рублей! Такой у нас «рынок»...

Павел Максимов

Фото: Adobe Stock

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.