Космодром Восточный вошел в историю задолго до того, как с него отправится первая звездная экспедиция: еще ни одна «космическая» стройка- ни в России, ни в мире- не сопровождалась таким количеством коррупционных скандалов.
«Космодром как строится?» - «Космодром строится... Есть проблемы, о которых мы вам докладывали. Есть пока еще отставание по срокам». Разговор Владимира Путина с вице-премьером Дмитрием Рогозиным состоялся совсем недавно, но точно такой же обмен мнениями мог произойти на любом из предыдущих этапов строительства Восточного. И есть большие основания сомневаться, что в конце года, когда по планам должен уже состояться первый старт, мы не услышим то же самое: «Космодром как строится?» - «Космодром строится...» Уж больно большим количеством терний усыпан этот новый российский путь к звездам.
ГЕНПРОКУРАТУРА РФ: «Дальспецстрой не смог отчитаться о 16 млрд рублей, выделенных на строительство Восточного». |
Начать следует с выбора места стройки, который, мягко говоря, не оптимален. По целому ряду параметров Восточный выглядит менее предпочтительно, чем Байконур - нынешняя основная стартовая площадка. Во-первых, он находится на
6 градусов севернее Байконура, что при прочих равных условиях ведет к снижению массы выводимых грузов: чем дальше от экватора, тем сложнее запуск. Во-вторых, Восточный расположен намного дальше от основных предприятий космической отрасли. Расстояние доставки аппаратов превысит 5500 км (в случае Байконура это 2500 км). А это резко увеличивает как транспортные издержки, так и затраты времени.
Собственно, единственным преимуществом Восточного является то, что он находится на территории России. Преимущество, что и говорить, важное: Байконур мы арендуем у Казахстана за 115 млн долларов в год (плюс около 200 млн зеленых тратится на поддержание жизнедеятельности космодрома).
То, что выбор был непрост, признает и президент: «Это не единственная площадка, которая рассматривалась для строительства космодрома Восточный: был вариант строительства космодрома прямо на берегу Тихого океана...» На таежную глушь выбор пал из-за желания попутно убить еще одного зайца. Владимир Путин называет это «планами развития дорожной, транспортной инфраструктуры». То есть решили, так сказать, ударить космодромом по бездорожью и разгильдяйству.
Трудно пока сказать, в какой мере Восточный решит проблему дорог, но победить вторую беду с его помощью явно не удалось. Напротив, строительство космодрома само стало вопиющим примером бесхозяйственности. В конце прошлого года о проблемах стройки со всей откровенностью поведал Олег Остапенко, на тот момент глава Роскосмоса, заказчика строительства. «Положение было критическим уже в октябре 2013 года, - сообщил Остапенко в интервью газете «Коммерсант». - Мы не имели детальных графиков строительства, изготовления и поставки технологического оборудования. Не существовало единого организационного документа, то есть с самого начала строительства, с 2012 года, работы велись хаотично, бессистемно, что и привело к той ситуации, которую мы имеем сегодня. Изначально в планировании строительства была допущена стратегическая ошибка: завершение строительства и проведение первого старта ракеты-носителя были спланированы на одно и то же время - конец 2015 года».
Одновременно с обнародованием этой правды-матки строительство сотрясла целая череда коррупционных скандалов. В ноябре прошлого года были арестованы бывшие уже глава и главный бухгалтер Дальспецстроя - дочерней структуры Спецстроя, генерального подрядчика строительства. Тогда же под стражу также был взят главный инженер проекта по оснащению космодрома. Все они проходят по делу о хищениях бюджетных средств, выделенных на проектирование и строительство Восточного. О масштабах казнокрадства красноречиво свидетельствуют данные проверки Счетной палаты: по оценке ведомства, стоимость строительства завышена более чем на 13 млрд рублей. Для справки: общая стоимость строительства - около 300 млрд, из которых выделено уже примерно две трети. А недавно был задержан гендиректор компании-субподрядчика «Стройиндустрии-С», обвиненный в невыплате зарплаты своим сотрудникам, работающим на строительстве космодрома.
Чтобы обратить внимание властей на свои проблемы, «стройиндустрийцы» объявили голодовку. Их товарищи по несчастью, работники Тихоокеанской мостостроительной компании, решили «достучаться до небес» еще более оригинальным способом. «Уважаемый Путин В.В. Спаси рабочих. Хотим работать. 4 месяца без зарплаты», - написали они белой краской на крыше своих жилых вагончиков. Свое послание они сфотографировали со строительного крана и отправили снимки в пресс-центр «Прямой линии с Владимиром Путиным». Президент, надо отдать должное, откликнулся. «Все эти деньги перечислены, - сообщил он в ходе разговора с одним из «бунтарей». - Почему они не доходят до субподрядчиков, до исполнителей, почему не выплачивается заработная плата - это большой вопрос, который требует и ищет своего кропотливого исследователя».
Не дает, однако, покоя еще один вопрос. Если такое могло случиться на виду у всех, при практически ежедневном президентском контроле, то что же происходит с государственными деньгами там, куда не ступала нога высокого начальства?
Андрей Владимиров
Фото FEDERALSPACE.RU