Новости экономики и финансов
2377 | 0

Космодром «Скандальный»

Космодром «Скандальный»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Космодром Восточный вошел в историю задолго до того, как с него отправится первая звездная экспедиция: еще ни одна «космическая» стройка- ни в России, ни в мире- не сопровождалась таким количеством коррупционных скандалов.

«Космодром как строится?» - «Космодром строится... Есть проблемы, о которых мы вам докладывали. Есть пока еще отставание по срокам». Разговор Владимира Путина с вице-премьером Дмитрием Рогозиным состоялся совсем недавно, но точно такой же обмен мнениями мог произойти на любом из предыдущих этапов строительства Восточного. И есть большие основания сомневаться, что в конце года, когда по планам должен уже состояться первый старт, мы не услышим то же самое: «Космодром как строится?» - «Космодром строится...» Уж больно большим количеством терний усыпан этот новый российский путь к звездам.

ГЕНПРОКУРАТУРА РФ:

«Дальспецстрой не смог отчитаться о 16 млрд рублей, выделенных на строительство Восточного».

Начать следует с выбора места стройки, который, мягко говоря, не оптимален. По целому ряду параметров Восточный выглядит менее предпочтительно, чем Байконур - нынешняя основная стартовая площадка. Во-первых, он находится на
6 градусов севернее Байконура, что при прочих равных условиях ведет к снижению массы выводимых грузов: чем дальше от экватора, тем сложнее запуск. Во-вторых, Восточный расположен намного дальше от основных предприятий космической отрасли. Расстояние доставки аппаратов превысит 5500 км (в случае Байконура это 2500 км). А это резко увеличивает как транспортные издержки, так и затраты времени.

Собственно, единственным преимуществом Восточного является то, что он находится на территории России. Преимущество, что и говорить, важное: Байконур мы арендуем у Казахстана за 115 млн долларов в год (плюс около 200 млн зеленых тратится на поддержание жизнедеятельности космодрома).

То, что выбор был непрост, признает и президент: «Это не единственная площадка, которая рассматривалась для строительства космодрома Восточный: был вариант строительства космодрома прямо на берегу Тихого океана...» На таежную глушь выбор пал из-за желания попутно убить еще одного зайца. Владимир Путин называет это «планами развития дорожной, транспортной инфраструктуры». То есть решили, так сказать, ударить космодромом по бездорожью и разгильдяйству.

Трудно пока сказать, в какой мере Восточный решит проблему дорог, но победить вторую беду с его помощью явно не удалось. Напротив, строительство космодрома само стало вопиющим примером бесхозяйственности. В конце прошлого года о проблемах стройки со всей откровенностью поведал Олег Остапенко, на тот момент глава Роскосмоса, заказчика строительства. «Положение было критическим уже в октябре 2013 года, - сообщил Остапенко в интервью газете «Коммерсант». - Мы не имели детальных графиков строительства, изготовления и поставки технологического оборудования. Не существовало единого организационного документа, то есть с самого начала строительства, с 2012 года, работы велись хаотично, бессистемно, что и привело к той ситуации, которую мы имеем сегодня. Изначально в планировании строительства была допущена стратегическая ошибка: завершение строительства и проведение первого старта ракеты-носителя были спланированы на одно и то же время - конец 2015 года».

Одновременно с обнародованием этой правды-матки строительство сотрясла целая череда коррупционных скандалов. В ноябре прошлого года были арестованы бывшие уже глава и главный бухгалтер Дальспецстроя - дочерней  структуры   Спецстроя, генерального подрядчика строительства. Тогда же под стражу также был взят главный инженер проекта по оснащению космодрома. Все они проходят по делу о хищениях бюджетных средств, выделенных на проектирование и строительство Восточного. О масштабах казнокрадства красноречиво свидетельствуют данные проверки Счетной палаты: по оценке ведомства, стоимость строительства завышена более чем на 13 млрд руб­лей. Для справки: общая стоимость строительства - около 300 млрд, из которых выделено уже примерно две трети. А недавно был задержан гендиректор компании-субподрядчика «Стройиндустрии-С», обвиненный в невыплате зарплаты своим сотрудникам, работающим на строительстве космодрома.

Чтобы обратить внимание властей на свои проблемы, «стройиндустрийцы» объявили голодовку. Их товарищи по несчастью, работники Тихо­океанской мостостроительной компании, решили «достучаться до небес» еще более оригинальным способом. «Уважаемый Путин В.В. Спаси рабочих. Хотим работать. 4 месяца без зарплаты», - написали они белой краской на крыше своих жилых вагончиков. Свое послание они сфотографировали со строительного крана и отправили снимки в пресс-центр «Прямой линии с Владимиром Путиным». Президент, надо отдать должное, откликнулся. «Все эти деньги перечислены, - сообщил он в ходе разговора с одним из «бунтарей». - Почему они не доходят до субподрядчиков, до исполнителей, почему не выплачивается заработная плата - это большой вопрос, который требует и ищет своего кропотливого исследователя».

Не дает, однако, покоя еще один вопрос. Если такое могло случиться на виду у всех, при практически ежедневном президентском контроле, то что же происходит с государственными деньгами там, куда не ступала нога высокого начальства?

Андрей Владимиров

Фото FEDERALSPACE.RU

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.