Новости экономики и финансов
7835 | 0

Как России жить без импорта?

Как России жить без импорта?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Из-за событий на Украине Запад начал вводить санкции против России. Что же мы будем делать без импорта-экспорта? Президент Владимир Путин заявил, что Россия должна быть готова к импортозамещению. Что ж, будь готов - всегда готов! Эксперты тут же отчитались, что к 2020 году РФ будет сама производить то, что сейчас импортирует. Дмитрий Рогозин уверен, например, что мы хоть завтра можем сами начать делать 70% того, что делала для РФ оборонная промышленность Украины, а на остальное нам понадобится максимум два года.

«Понимания, как достичь импортозамещения, в правительстве по большому счету нет, - говорит экономист Владислав Жуковский. - Кто будет заниматься импортозамещением? Если Улюкаев, который является учеником Гайдара, и Набиуллина, то я сомневаюсь, что получится - эти люди полжизни потратили на то, чтобы в России не было обрабатывающих производств. Они говорили: продадим нефть и все купим, а если не хватит денег, то возьмем в долг и купим». В результате долги банковского сектора за 15 лет выросли с 30 до 640 млрд долларов.

Львиную долю импорта составляет импорт машин, станков и транспортных средств. Можем ли мы их начать делать хоть завтра, как считает Рогозин?

«Можем, но только из импортных комплектующих, - уточняет Жуковский. - Производственные связи в России разрушены, своих технологий у нас нет, а заниматься промышленным шпионажем, как Китай, мы почему-то не умеем». По оценкам экспертов, из этого вида импорта мы можем делать сами только 10%.

КАК УМИРАЛО ПРОИЗВОДСТВО

Декларации об импортозамещении мы слышим давно: чего только не замещали в России, начиная от инсулина и кончая шприцами. И вот результат: в первом квартале этого года собственное российское машиностроение и станкостроение упали на 14%. На 8% снизилось производство оптического и электрооборудования, на 45% - культиваторов для обработки почв, на 18% - сеялок, на 77% - машин для внесения удобрений.

«Мы могли бы побороться за свой собственный рынок, но стимулирующей политики по большому счету нет. Тарифы монополий росли в 2 раза быстрее, чем инфляция. Подключение к электричеству в России в 5 раз дороже, чем в Германии! Кредиты дорогие, налоги большие. И вот итог: дешевле привезти из-за границы, чем делать и выращивать в России», - констатирует Жуковский.

Так, может, теперь правительство за ум возьмется? Возьмется. Вопрос - как. «Будут пытаться поддерживать отечественного производителя за счет девальвации рубля. Но без смены макроэкономической политики ни к чему хорошему это не приведет. Цены взлетят. Они уже частично взлетели. Из-за маховика инфляции кредиты будут дорожать, и производство в итоге будет не процветать, а еще больше сворачиваться», - уверен Жуковский.

КАК МЫ ТЕРЯЛИ УКРАИНУ

Еще до событий на Украине экономические отношения с ней ухудшались заметными темпами. Каждый год импорт из РФ падал как минимум на 5%, тогда как доля импорта из Европы и Китая увеличивалась на Украине ежегодно на 20%. Российское руководство долго тешило всех иллюзией, что, дескать, Украина без нашего рынка не проживет. Однако на самом деле на Россию приходится лишь 25% всего украинского экспорта. Примерно столько же Украина продает в страны Азии (25,7%) и в ЕС (25,3%).

Что касается импорта, то на российский импорт приходится 32,4%, на Китай - 9,3%, на Германию - 8%, на Белоруссию - 6%. Одним словом, продаем (вернее, продавали) мы Украине больше, чем покупали. Но продавали в основном нефть, тогда как Китай - электротовары, Германия - сложную технику и автомобили.

Без чего оставят нас украинцы? Основная продукция военного и двойного назначения, которую Украина отказалась продавать России, - это авиационные двигатели. На них летают, например, российские самолеты «Руслан» и Ан-124. О намерении начать делать двигатели для «Руслана» заявило на днях НПО «Сатурн». А вот Ан-124 не повезло: генеральный директор ОДК Владислав Масалов на открывшемся в Москве Международном двигателестроительном форуме заявил, что «проект по замене украинского двигателя требует изучения с экономической точки зрения». Вполне может оказаться, что снять с производства самолет вый-дет дешевле, чем начать делать свои двигатели.

Большие проблемы у России могут возникнуть с гражданскими самолетами. На днях международная ассоциация ICAO обвинила Россию в самовольном захвате украинского радиочастотного спектра и воздушного пространства над Крымом. Полеты над территорией суверенного государства Украина (а именно ей, согласно решению ООН, принадлежит Крым) ICAO считает пиратством. За это «Аэрофлот», S7 и остальные авиакомпании могут наказать согласно международному воздушному кодексу, запретив летать в Европу.

Но есть и еще один вид санкций - Запад может отказать России в продаже самолетов Boeing и Airbus. Много западные производители не потеряют, учитывая то, что очередь на эти самолеты расписана на несколько лет вперед.

Россия и здесь может выкрутиться, начав покупать б/у самолеты в Африке, Бразилии, Китае и так далее - этим странам продавать самолеты никто не запретит. Однако производители лайнеров могут наложить запрет на продажу России запчастей к Boeing и Airbus. Наладить же их производство в России - это уже из области фантастики.

КАК НАС ВСТРЕТИТ АЗИЯ?

Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев напоминает, что в свое время Иран тоже хотел сделать ставку на импортозамещение, однако из этой затеи ничего не получилось.

Санкции иранского сценария включали запрет всякого товарооборота между Ираном и США. Санкциям подвергались также компании (третьи лица), которые имели контракты с Ираном.

«Я не соглашусь с тем, что экономические отношения с Россией слишком значимы для Европы - всего 0,8% составляет доля российского экспорта в европейском ВВП. Доля европейского экспорта в России - 13,5%. То есть Европа для нас в 17 раз более значима, чем мы для нее», - приводит пример Игорь Николаев.

По его расчетам, если Россия уйдет с европейского рынка, заменить его на китайский или индийский нереально: «Кому мы там нужны? Китай если и возьмет нашу нефть, то совершенно по другой цене. Он уже сегодня покупает нефть с большим дисконтом».

Россия с экономической точки зрения почти ничего не значит для Китая по сравнению с США и Европой. Тем более что себе в убыток Китай в отличие от России дружить не будет - он крайне прагматичен. «Зато мы недавно 3 млрд долларов потеряли на нефти, продав ее Китаю «подешевле», - подчеркивает Игорь Николаев. Кроме того, экономика РФ интегрирована с Западом.

«Не надо пальцы гнуть и говорить: мы сейчас все свое будем продавать! - продолжил Николаев. - И платежную систему свою сейчас сделаем! Над сланцевым газом смеялись, а он уже почти равен природному по цене. Снизилась цена за несколько лет в три раза».

С экономикой России ситуация вообще сложная. На нас все еще накатывает вторая волна кризиса. «Первый кризис 2008 года - это быстрый отскок. Не успели опомниться, он уже прошел. Тут погружение в трясину, из которой выбираться сложновато. Экономика и без Крыма резко тормозила. Рост ВВП упал с 4% до 1,3%. Проблемы граждан пока еще не обозначились в полной мере. Нет еще массовых увольнений, но это начинается. Один из автозаводов увольняет 700 работников, а автомобилестроение - индикатор экономики. Замораживаются зарплаты, где-то прекращают принимать сотрудников», - напоминает Игорь Николаев.

«Все в правительстве хотят импортозамещения, - констатирует Жуковский. Но беда в том, что то, что делается, не согласуется с тем, что декларируется. У нас крупнейшая экономика в Европе, но при этом по реально создаваемой стоимости мы вообще ничего не создаем и никому не конкуренты».

Аделаида Сигида

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.