Сегодня 17 августа 2018 г., пятница, 20:19USD 66.87 -0.0175EUR 76.18 +0.1272
Новости экономики и финансов

Финляндия вдвое сократит закупку российского газа из-за перехода на «зеленые» технологии

16 января 2014
hits 3815

Пока Россия экспериментирует с солнечными батареями как с поистине чистой энергией, североевропейские соседи осваивают другие «зеленые» технологии, которые, кстати, угрожают нашему экспорту.

- Если в Европе, когда идет речь о возобновляемых источниках энергии, имеют в виду ветер и солнце, то в Финляндии - биомассу, - констатирует один из директоров отраслевого объединения финских энергетиков Юкка Лескеля.

НА ГАЗОВОМ ПОВОДКЕ

Действительно, когда мы говорим «чистая энергия», то подразумеваем, как правило, фотоэлементы на крыше и ветряк в поле. О биомассе при этом как-то забываем. Финны же себе такого позволить не могут. В соседней Норвегии много маленьких быстрых рек, подходящих для ГЭС. В Дании достаточно мест со стабильными и сильными ветрами. В Финляндии толком нет ни того ни другого. На ветряки, к примеру, приходится 0,6% всего энергетического баланса. А замерзающее море не дает развивать приливные электростанции. Газ с нефтью привозные, 20,5% электричества тоже приходится импортировать, причем главный продавец - Россия. Газ - так весь наш. Впрочем, на севере и западе Финляндии его нет вообще. Электростанции и котельные там активно топят торфом, как у нас в 1930-е годы. И даже при финской аккуратности и финских технологиях от вредного торфяного дыма тут не избавиться.

Чтобы увеличить энергетическую независимость, финны сейчас собираются построить два новых ядерных реактора. Но дело не только в стремлении к независимости. Есть еще и требования экологии.

Как и во всей Европе, тут действует концепция 20/20/20. По ней к 2020 году потребление энергии во всех странах Евросоюза должно снизиться на 20% за счет внедрения энергосберегающих технологий. А оставшиеся потребности должны на одну пятую удовлетворяться за счет возобновляемых источников. Что касается топлива для транспорта, то оно должно стать возобновляемым на 10%.

Финны не только не боятся этих требований, но и задрали планку еще выше. Они хотят, чтобы к 2020 году на возобновляемые источники приходилось 38% всего их энергопотребления и 20% всего горючего для транспорта.

ИЗ НАВОЗА И ВЕТОК

Если быстрых рек, жаркого солнца и ветреных берегов в Финляндии не хватает, то чего здесь навалом - так это леса и отходов лесной промышленности.

Электростанции и котельные можно, конечно, просто так топить дровами, в чем финны преуспели. Но, во-первых, это не очень экономично, во-вторых, с транспортом этот фокус не пройдет. А значит, надо научиться делать из древесных отходов моторное топливо. Проще всего - биогаз.

Технология известна давно. Биомассу измельчают, перемешивают с водой и подогревают, чтобы создать комфортную среду для бактерий. Бактерии питаются этой органикой и выделяют смесь газов. На 40-70% она состоит из метана, на 30-60% - из углекислого газа. Плюс очень небольшая доля примесей, в том числе соединений серы, дающих скверный запах. Их, конечно, нужно убрать, да и углекислый газ явно лишний. Поэтому финская газовая компания «Газум» (четверть акций, кстати, принадлежит Газпрому) очищает продукт до 95-98-процентного метана.

Аккуратные финны посчитали, что из мусора и коммунальных стоков можно получать порядка 190 млн кубометров газа в год. Из навоза, соломы и прочих отходов сельского хозяйства - 670 млн кубов, а из опилок, коры и древесины - еще 760 млн. Это примерно половина от всего того газа, который сейчас потреб­ляют в стране.

Пока, конечно, все гораздо скромнее. В 2012 году вся финская промышленность произвела ровно столько биогаза, чтобы заправлять в течение года... 50 автобусов.

Зато финны планомерно развивают инфраструктуру. К проектируемым фабрикам по переработке биомассы оперативно тянут газопроводы. А на газовых заправках обязательно имеется шланг с биогазом. Такая заправка больше всего похожа на нашу автобусную остановку. Небольшой стеклянный навес, под ним терминал оплаты и пара колонок, одна с обычным газом, другая - с приставкой «био». Второй примерно на 7% дороже, но почти каждый третий финн предпочитает заправляться им.

Пока в дело в основном идут отходы лесной промышленности. И ближайшие планы тоже касаются ее. Например, в районе Йоутсено на юго-востоке Финляндии новую фабрику по производству биогаза строят прямо на землях местной лесной компании - поближе к сырью.

- Мировая потребность в бумаге падает, и наша лесная промышленность переживает не лучшие времена, - рассказывает Юкка Лескеля. - Чтобы поддержать ее, можно перерабатывать в газ больше древесины.

С 2016-2017 годов в Финляндии собираются пускать на это до 2 млн кубометров древесины ежегодно. После этого финны покроют за счет возобновляемых источников 4,5% всех своих потребностей в газе. А значит, у нас купят уже меньше.

- В конечном счете дешевле инвестировать в производство собственного биогаза, чем закупать газ в России, - считает глава одного из подразделений Газума Паси Торри.

САМОЛЕТ НА СОРНЯКАХ?

Все-таки не все на свете можно заправлять газом. Поэтому ученые уже не первое десятилетие ломают головы над «зеленым» топливом для машин и самолетов. Конечно, самый простой вариант - разбавлять бензин спиртом. Этим активно занимаются в Бразилии и США. Обычная машина может без подготовки ездить на бензине с 10-процентным добавлением C2H5OH, а специальные моторы - даже на чистом спирте. Проблема в том, что на так называемый биоэтанол идут кукуруза и сахарный тростник, то есть еда. Пока одна часть населения земного шара голодает, другая топит едой машины. Под плантации же вырубают тысячи гектаров тропических лесов.

Другой вариант возобновляемого топлива - биодизель. Делается он из рапса и некоторых других масляных культур. Проблемы здесь те же - еда в бензобаке. Плюс безжизненный участок земли после сбора рапса как минимум год. Так что сейчас в Европе постепенно переходят на так называемое биотопливо второго поколения - из отходов и других несъедобных вещей. В дело идет травянистое растение рыжик, которое выращивают на полях для севооборота. Другой кандидат - кустарник ятрофа, родственник молочая, растущий на сухих и непригодных для распашки почвах.

Но финны налегают на животный жир. Петри Лемус, вице-президент по исследованиям и технологиям нефтяной компании Neste Oil (контрольный пакет принадлежит государству), начинает презентацию с того, что выносит целый поднос баночек. Вот рыбий жир из Юго-Восточной Азии, вот сало, вот нутряной жир с австралийских и новозеландских боен.

- Это не еда, а отходы, - считает Петри. - В 2012 году мы купили 2,3 млн тонн животных жиров и произвели из него 1,7 млн тонн возобновляемого дизеля.

Биодизель и возобновляемый дизель - разные вещи. Первый - смесь, похожая на настоящее дизтопливо лишь по характеру сгорания, второй - химический аналог солярки.

По аналогичной технологии финские нефтяники делали и топливо для самолетов. В 2011 году они совместно с «Люфтганзой» провели эксперимент. На рейсах Гамбург - Франкфурт лайнеры заправляли биотопливом из рыжика. Конечно, это оказалось вдвое дороже обычного керосина, но в Neste Oil надеются, что со временем такое топливо подешевеет. Главное, технология работает.

С автомобильным топливом финны и вовсе добились прибылей. В 2012 году Neste Oil произвела достаточно возобновляемого дизеля, чтобы весь год заправлять 2 млн машин.

Впрочем, на рыбьем жире далеко не уедешь. Количество этих отходов в мире ограничено. Финны активно используют для своего производства пальмовое масло, даже больше, чем отходов и животных жиров. Хотя это вообще-то еда, биотопливо первого поколения, со всеми вытекающими претензиями со стороны «зеленых».

Поэтому сейчас финские ученые готовятся к новому прорыву - биотопливу из бактерий. В позапрошлом году Neste Oil вложила 8 млн евро в экспериментальное производство.

- Мы уверены, что нашли подходящую бактерию, - говорит Петри Лемус. - Это практически идеальная технология.

Микробы едят все, что содержит целлюлозу, и нагуливают жир. Потом кашу из бактерий отжимают. Причем производство безотходное: богатый белком жмых идет на корм для животных, а жирная жидкость отправляется на переработку в возобновляемый дизель. Одна проблема, пока не решенная, - как очистить эту субстанцию от примесей. Но финны полны оптимизма и считают, что через шесть лет доведут технологию до ума.

ИТОГИ ДЛЯ РОССИИ

Казалось бы, к нам все это мало относится. Но если к 2020 году наши соседи научатся делать газ и моторное топливо из подручных средств, то что им продавать-то?

Кроме того, в России столько навоза, опилок и прочих органических отходов, сколько в других странах еще поискать. Может, все-таки попробовать как-то их перерабатывать? Но мы вместо этого гонимся за общемировой модой и пытаемся зачем-то развивать солнечную энергетику. Прошлой весной Дмитрий Медведев подписал постановление «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности», где о биотопливе попросту забыл.

Особенно обиделись белгородские предприниматели, которые три года назад показывали тогдашнему президенту биогазовую станцию, производящую топливо из свиного и птичьего помета. И Дмитрий Анатольевич тогда даже дал добро на развитие новой отрасли. А теперь пошел на попятную. Похоже, что в российском правительстве воспринимают все эти «зеленые» технологии как некую модную игру, а не как быстро развивающуюся мировую отрасль, в которой можно найти свое место. Пока не поздно.

Никита Аронов

Фото FOTOBANK.COM

Просмотров: 3815
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (3)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Володин допустил упразднение государственных пенсий
Спикер Госдумы Вячеслав Володин в рамках встречи с жителями Саратова высказался о возможном отказе от государственных пенсий. Парламентарий объяснил идею серьёзным дефицитом Пенсионного фонда.
13 августа 2018
Главу австрийского МИД раскритиковали за приглашение Путина на свадьбу
Владимир Путин получил приглашение на свадьбу министра иностранных дел Австрии Карин Кнайсль и ответил согласием. Несмотря на то, что приглашение не имеет отношения к политике, Кнайсль подверглась резкой критике. Министру даже предложили добровольно покинуть свой пост.
сегодня в 15:28
Учёные признали пользу соли
Соль – белый яд, а сахар – сладкий яд. Об этом многие из нас помнят с самого детства. Однако, на самом деле соль не просто полезна для человеческого организма, но и является незаменимой для здоровья сердечно-сосудистой системы.
11 августа 2018
Учёные: свет от экранов гаджетов приводит к слепоте
Американские учёные выявили опасность синего света, исходящего от экранов мониторов, гаджетов и смартфонов. Он способен менять структуру важнейших молекул сетчатки глаза, что приводит к слепоте.
11 августа 2018
Долгий сон ведёт к преждевременной смерти
Исследование, проведенное учеными из британского Килского университета, показало, что люди, спящие более 8 часов в сутки, наиболее подвержены риску преждевременной смерти.
12 августа 2018
Говядина может погубить человечество
Группа учёных из Университета Каира считает, что первым источником опасных и практически неуязвимых бактерий может стать говядина и прочие виды мяса, выращиваемые на фермах, где применяются антибиотики.
12 августа 2018
Загрузка...