Новости экономики и финансов
1265 | 0

Дизель в дефиците

Россияне давно приметили: если начались перебои с поставками бензина или дизеля - это к очередному переписыванию ценников на заправках.

Дизель в дефиците
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Перед ноябрьскими праздниками в Независимом топливном союзе прошла встреча с предствителями СМИ, где народ предупредили: нефтебазы крупнейших нефтяных компаний испытывают серьезную нехватку дизельного топлива. Причем такое творится чуть ли не в 40% регионов страны.

Рынок и его потребители сразу насторожились: если автозаправкам не дают купить средним и мелким оптом дизельное топливо у нефтяных компаний для перепродажи, значит, нефтяники «затариваются» и придерживают товар, чтобы вскоре продать его дороже.

Правда, наш крупнейший нефтяной гигант «Роснефть» тут же заявил, что обстановка нагнетается намеренно, идет «провокационная кампания». Цель - обострить социально-экономическое положение в регионах.

По мнению нефтяного «капитана бизнеса», это не они, «капитаны», готовятся в очередной раз нажиться на росте цен, а владельцы независимых АЗС потирают руки в ожидании сверхдоходов и, похоже, сами придерживают купленное топливо. Так получается?

С одной стороны, правда в этом есть. Небольшие частные АЗС стараются не светиться и работать в «серой» зоне, не обременяя себя налоговым учетом и контролем за качеством топлива, а то и немилосердно его разбавляя, бывает и такое. Так что делать из них жертв не слишком-то и правильно.

Но, с другой стороны, крупные нефтяники давно точат зубы на мелкую «автозаправочную рыбешку», которая путается под ногами, желая урвать от нефтяного пирога куски пожирнее и «формируя цепочки фиктивных посреднических компаний и превращая их в центры прибыли». И поэтому не лишено оснований предположение, что с независимыми АЗС под шумок очередных топливных разборок опять хотят покончить. Монополизм станет рулить окончательно?

В этой связи показательно предложение той же Роснефти о перенесении уплаты акциза с крупных нефтепереработчиков на заправочные станции (те же мелкие АЗС) - они должны будут сами перечислять налоги в бюджеты регионов.

Что из этого получится, неясно, но пока идет очередная, пахнущая нефтью и большими деньгами «драка бульдогов под ковром». Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин так оценивает ситуацию:

«Все это способно привести к дальнейшему снижению качества жизни населения и исчезновению малых и средних предприятий. В настоящее время резко сократились грузовые перевозки между регионами, ассортимент в магазинах маленьких населенных пунктов ухудшился, поскольку стало невыгодно в них доставлять небольшие партии продуктов».

Директор Центра политической информации Алексей Мухин в этой связи заявил на встрече экспертного сообщества, что раз бюджет РФ стал профицитным, то кому и зачем так срочно надо поднимать ставки топливных налогов, если необходимости в этом нет? Чем-то это напоминает пресловутую продразверстку первых лет советской власти, которая известно чем закончилась...

А ведущий эксперт Рустам Танкаев не только задает вопрос правительству, но и делает разумное предложение:

«Почему цена на нефть внутри России должна зависеть от мирового рынка? <...> Надо совсем отменить акцизы на бензин и дизельное топливо. Бензиновый акциз в этом году принесет в бюджет 300 млрд рублей, дизельный - 150 млрд рублей. На фоне гигантского профицита бюджета это не те деньги, за которые правительству стоит бороться».

Действительно, неужели речь идет всего лишь о банальной жадности и недальновидности высоких чиновников? Пока не изменится ситуация, при которой гнать топливо и нефть на экспорт по-прежнему выгоднее, чем продавать внутри страны, до тех пор все мы будем ходить под дамокловым мечом очередного витка цен на заправках и опустошения наших кошельков.

Евгений Александров.

ТАСС/А. Коротаев.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.