Новости экономики и финансов
2758 | 0

Частные маршрутки уезжают из столицы

Частные маршрутки уезжают из столицы
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Московское правительство уже пустило с молотка три автобусных маршрута и выставило на аукцион множество других. Что ждет столицу после столь масштабной распродажи прав на городские перевозки?

Департамент транспорта провел, говоря казенным языком, «первый аукцион в рамках новой модели управления городским транспортом». Посторонних на аукцион не пустили, но журналистам удалось узнать, что в торгах участвовало пять компаний.

Пока с молотка ушли автобусные маршруты №119 К и №368. Первый теперь будет ходить от метро «Сходненская» к Налоговому городку, второй возит людей из густонаселенного Долгопрудного к «Речному вокзалу».

Впрочем, нечто подобное в Москве происходило в 2013 году, когда был продан маршрут №22. Тогда также объявили аукцион, с победителем которого ГУП «Мосгортранс» заключил контракт на пять лет. У частного перевозчика действовали все городские льготы, а также единые проездные билеты. К участникам конкурса были выдвинуты требования по подвижному составу - он должен быть комфортным, приспособленным для инвалидов и соответствовать экологическому классу не ниже «Евро-4». Принципиальной разницы москвичи не заметили. Правда, в частных автобусах работали кондиционеры, но при этом 22-й маршрут не стал ходить чаще и давка в часы пик не стала меньше. Теперь на откуп коммерсантам отдают и другие «необъезженные» улицы и переулки.

Эксперты считают, что никакой новой техники на улицах не появится. «Покупать отечественные ЛиАЗы - дорогое удовольствие, стоят они 8-9 миллионов рублей. Второй вариант - китайские автобусы, именно их используют транспортные компании в Санкт-Петербурге. Кто-то, возможно, приобретет подержанные автобусы из Европы», - рассуждает обозреватель городского автомобильного портала Константин Головлев.

Между тем контракт между правительством и частными перевозчиками обязывает коммерсантов покупать технику у строго рекомендованного поставщика. У кого именно? Пока неизвестно. Поэтому оценить частный городской транспорт москвичи смогут только осенью, когда будет внедрена новая модель.

Зато уже известно о полном упразднении привычных маршруток. «Один маршрут - один перевозчик» - так звучит новое правило. Частные микроавтобусы в эту схему явно не вписываются: они обычно дублируют маршруты городского транспорта, перехватывая часть пассажиров, не желающих долго ждать свой автобус или троллейбус, а стало быть, и денег. Теперь таких автодеятелей убирают.

Маршрутки уже сейчас начинают исчезать с улиц Москвы. Столичные интернет-порталы стонут от бесконечных жалоб. «Я живу на Халтуринской улице. Добираться до «Семеновской» стало просто пыткой и испытанием на прочность человеческого терпения! Когда проходил ремонт путей, отменили трамвай №36. И в этих экстремальных условиях перестали ходить маршрутные такси. Ну почему у нас всегда все через одно место! Хоть один чиновник, принимающий решение, один раз проехал в час пик? Это просто вредительство какое-то!» - буквально кричит москвичка Галина.

«Почему вы решаете за пассажиров - на чем им ехать? Очереди на посадку в общественный транспорт невозможны! Это унизительно! Дайте возможность выбора! Оставьте маршрутки!» - еще один отчаянный призыв.

Да, старые маршрутки - не выход из положения. Москвичи жаловались на убитую технику, привычку водителей подолгу стоять на остановке, пока не окажется занятым последнее сиденье, кому-то не нравилась манера езды сидящих за рулем экстремалов явно южных кровей. Руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Максим Ликсутов назвал этот бизнес теневым и заявил, что перевозчики декларируют лишь 50% дохода, в результате чего казна теряет за счет неуплаты налогов до 30 млрд рублей в год.

Теперь маршрутки заменят небольшими частными автобусами. Они будут низкопольными, в них установят ГЛОНАСС, кондиционеры и, по слухам, покрасят в приятный темно-синий цвет. Московские власти обещают, что цена за проезд останется такой же, как в городском общественном транспорте, а также сохранятся все льготы.

Разве плохая идея? Отличная. Если бы не одна тонкость: ходить новые маршрутки будут только там, где не ездит городской транспорт. Поэтому и закупят их в два раза меньше. Это значит, что жители столицы будут обречены на ожидание вечно пропадающих больших автобусов.

Наталья Пуртова

 Фото FOTODOM.RU

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.