Госдума намерена ограничить торговую наценку на социально значимые продукты питания и заставить торговцев указывать на ценниках отпускные цены производителей. Торговые сети против, а эксперты полагают, что поправки ударят по покупателям.
«Закон о наценке» распространяется на торговые сети и магазины, товарооборот которых превышает 60 млн рублей в год. Сильнее всего он ударит по сетям. Ведь именно они определяют сегодня ценовую политику, устанавливая такие правила игры, при которых в проигрыше оказываются как производители (в особенности малый и средний бизнес), так и покупатели. Согласно свежим соцопросам, среди проблем, тревожащих россиян, на первом месте с большим отрывом идет рост цен.
СИЛА ЗАКОНОВ
По мнению автора обоих проектов, замруководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Олега Нилова, ситуация, сложившаяся на продовольственном рынке, требует немедленного вмешательства законодателей. Рост стоимости основных видов продовольственных товаров в торговых сетях составил с начала года от 15 до 50 процентов, и вину за это депутат возлагает в первую очередь на самих торговцев. «Розничные наценки на продукты питания в России достигают 100 процентов на отдельные группы товаров, а в среднем составляют 40-50 процентов, тогда как в странах ЕС этот показатель достигает максимум 25 процентов», - возмущается Нилов.
Действующий закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» в принципе позволяет замораживать цены. Но лишь в экстренных случаях - если в течение 30 дней рост цен на какие-то виды продовольствия составит 30 и более процентов. При этом срок «заморозки» не должен превышать 90 дней. «Это не может служить постоянным механизмом регулирования рынка», - настаивает депутат. В подтверждение он приводит международный опыт: в Австрии, Дании, Норвегии и во многих других странах действуют специальные законы, устанавливающие максимальные цены на отдельные группы товаров.
Нилов предлагает ограничить наценку 15 процентами. Регулированию подлежат цены на мясо (говядина, свинина, баранина), кроме бескостного, а также на курятину, куриные яйца, неразделанную мороженую рыбу, сливочное и подсолнечное масло, сахар, гречку, картофель, хлеб... Всего упомянуты 24 вида продуктовых товаров первой необходимости. Предвидя, что супермаркеты начнут избавляться от менее выгодной части ассортимента, депутат снабдил свой закон еще одним ограничителем. В изложении самого Нилова этот пункт звучит так: «Неукоснительно должно выполняться главное условие: нет в продаже мяса «социального» - значит, и мясо «рыночное» не продаешь».
Что же касается второго закона, возлагающего на торговцев обязанность указывать на ценниках цену производителя, то, по мнению Нилова, такая информация будет полезна не только потребителям, но и налоговикам. По мысли автора проекта, продавцу будет невыгодно завышать цену, так как сверхприбыль будет перечисляться в бюджет в виде налогов.
«СЕТЕВОЕ ИГО»
К сожалению, законопроекты не решают еще одну серьезную проблему, напрямую влияющую на ценообразование: пользуясь своим фактически монопольным положением на рынке, сети беззастенчиво выкручивают руки поставщикам. Больше других страдает от этого малый бизнес, не имеющий ни организационных, ни финансовых возможностей противостоять «сетевому игу».
Вот обмен мнениями на одном из интернет-форумов. «У кого-нибудь был опыт работы с гипермаркетами? Нет загвоздок при работе с ними?» - спрашивает коллег начинающий индивидуальный предприниматель. Ответы такие: «Попросили за вход в торговую сеть 500 тыс. рублей... Штрафы там немаленькие, да еще будешь каждый месяц менеджерам «ретро-бонусы» отстегивать, а продукция будет где-нибудь валяться, в тылах... Они могут через пару месяцев снять твой товар с полок, если он не продается, и взнос не вернут... У меня много знакомых, которые по целому году пытались войти в сеть, а когда входили, были не рады, вылетали как пробка».
Иногда сетевые торговцы заставляют поставщиков делать разоряющие их скидки, но чаще накладывают «дань» - в виде разнообразных «бонусов», «входных билетов» и штрафов. Чтобы выполнить кабальные условия и не остаться в убытке, поставщики вынуждены повышать цены.
Согласно подсчетам председателя Ассоциации торговых предприятий «СОЮЗ» Ярослава Шклярского, в случае отмены поборов поставщики могли бы снизить стоимость своей продукции на 20 процентов. Что в конечном счете, полагает Шклярский, отразилось бы и на розничных ценах. Последнее, впрочем, далеко не факт: судя по нынешнему уровню наценок, конечная стоимость товара зависит не столько от производителя, сколько от алчности торговцев.
При этом к зарубежным поставщикам у сетевиков совершенно иное отношение. По свидетельству министра потребительского рынка и услуг Московской области Владимира Посаженникова, на импортные товары наценка делается порой в разы меньше, чем на аналогичные российские. «Таким образом, совершенно нерыночными механизмами на прилавках магазинов создаются условия, при которых российский продукт в цене проигрывает зарубежному аналогу, - констатирует чиновник. - Это недопустимо, так как противоречит всем законам рынка».
Короче говоря, впору писать еще один новый закон. Ну или хотя бы не забывать о старых. К примеру, упомянутый уже закон о госрегулировании торговли строго-настрого запрещает включать в цену договора поставки «иные виды вознаграждения» и навязывать контрагенту заведомо невыгодные для него условия. Но не зря говорят, что строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения.
Андрей Владимиров
Фото: onmaps.ru
Почему ускорился рост цен?
1. Падение рубля относительно ведущих мировых валют ведет к росту стоимости товаров, ввозимых из-за рубежа.
2. По той же причине растут в цене продовольственные товары российского производства, имеющие в своем составе импортные ингредиенты или комплектующие.
3. Пользуясь ажиотажным спросом, продавцы и поставщики повышают цены даже на ранее поставленные товары и изделия сугубо отечественного производства.