Новости экономики и финансов
2749 | 0

Цены на бензин продолжат расти

Цены на бензин продолжат расти
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

 

На днях президент Союза нефтепромышленников России Геннадий Шмаль рассказал о ситуации на нефтяном рынке и его перспективах. Перспективы, прямо скажем, нерадостные.

Цена на бензин зависит в значительной степени от качества и глубины нефтепереработки. Чем больше выработка, тем ниже цена. Так, глубина переработки в России 72%, в США - 98%, в ЕС - 85%. При этом из одной тонны нефти мы получаем 140 литров бензина, американцы - 420 литров, ровно в три раза больше. Выход светлых нефтепродуктов у нас примерно 62%, у американцев - за 80%. Почему сравнение не в нашу пользу? Во-первых, все отечественные нефтеперерабатывающие заводы построены еще при советской власти и оборудование на них устарелое или изношенное. Во-вторых, огромные аппетиты наших нефтяников, делающих все возможное для извлечения максимальных прибылей при минимизации затрат. Производство большего количества бензина и улучшение его качества неизбежно потребуют резкого роста затрат на модернизацию, закупку современного оборудования. Поэтому для производителей выгоднее эксплуатировать уже существующие заводы, чем строить новые. Да и зачем?

Если посмотреть на объемы нефтедобычи, то все в общем-то неплохо - в прошлом году в РФ добыли 523 млн тонн нефти, что на 0,2% выше, чем в 2012-м, и 668 млрд кубов газа (рост по газу - около 2%).

Мировые цены тоже радовали. Ниже 105 долларов за баррель, по данным Союза нефтепромышленников, цена на нефть в 2013-м не опускалась. Это выше, чем прогнозы Минэкономразвития при планировании бюджета. То есть лишних денег в бюджете РФ в прошлом году должно было образоваться вагон и маленькая тележка. Не совсем, правда, понятно, где этот вагон и где эта тележка.

Нефтяники тем временем жалуются на налоги. Не в том смысле, что они большие, а в том, что неправильные. «Наш налог на добычу полезных ископаемых зависит исключительно от мировой цены, - говорит Шмаль. - Но при этом он почему-то совершенно не зависит от географии, от горных условий, от скважины. Ведь если труба у вас рядом - одни затраты, если далеко - то другие».

Не совсем выгодно с точки зрения логистики и географическое расположение заводов - половина из них была построена вдоль Волги: Пермь, Уфа, Самара и так далее. Когда-то давно главной транспортной магистралью страны была Волга. Сегодня уже нет.

КСТАТИ
По прогнозу экспертов, цены на автозаправках уже весной вырастут на 2-3 руб., а отсюда и рост цен на всем потребительском рынке.

При этом в цене топлива заложена довольно большая транспортная составляющая. А 60% цены на бензин - это налоги.

«Акциз на бензин 4-го класса всего несколько лет назад составлял 3629 руб. за тонну, - продолжает Шмаль. - В 2014 году - уже 9916 руб. за тонну, в 2015-м - 10 858 руб. Куда деть эти акцизы? Их можно только вставить в цену на бензин».

По прогнозу экспертов, цены на автозаправках уже весной вырастут на 2-3 руб., а отсюда и рост цен на всем потребительском рынке.

«Сегодня это средство организации бизнеса. Откуда среднему классу что-то взять, привезти? Вопрос цены на наших заправках затрагивает интересы очень многих людей», - констатировал Шмаль.

В стране 37 млн автомобилей, и чтобы люди не страдали, надо просто выдавать им талоны на бензин, уверен президент Союза нефтепромышленников. Такая система, например, есть в Иране - 200 литров в месяц покупаешь по социальной цене, свыше - по рыночной.

Или, например, создать сеть социальных заправок для людей с низкими доходами и пенсионеров. Бензин там стоил бы на 30% дешевле, предложил Шмаль.

Нечто подобное уже предлагали много лет назад для сельхозпроизводителей - продавать им бензин по одной цене, всем остальным - по другой. Правда, от этой идеи потом отказались - подобные льготы могли бы вызвать массу спекуляций. А где гарантия, что и талоны на бензин не станут объектом массовых спекуляций и мошенничества? И пример Ирана для России вовсе не пример - в Иране за кражу шоколадки человеку недавно отрубили руку.

А в России воруют миллиардами и руки у всех целы...

«Получается, что цена на бензин не устраивает большинство россиян. Но и налоги мы отменить не можем - за счет них живут наши бюджетники и пенсионеры», - констатировал Шмаль.

В прошлом году цены на бензин выросли на 7,8% в среднем по стране. Это данные статистики. «На самом деле, я думаю, цены выросли больше», - уверен Шмаль. А что дальше? Все зависит от инфляции. Если к концу года отпустят цены, то и стоимость бензина сложно даже предсказать.

Что же касается перспектив перехода на альтернативное топливо, то в России они пока слишком сомнительны.

В Японии уже немало автомашин на электричестве, но проехать такая машина может максимум 100 км, значит, через 100 км должна быть заправка. Нужна развитая инфраструктура. В России с ее расстояниями создание подобной инфраструктуры электрозаправок вряд ли возможно, да и экономически невыгодно.

Аделаида Сигида

 Фото FOTOBANK.COM

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.