Новости экономики и финансов
8933 | 0

Цены на бензин кусаются все больнее

Прогнозы властей не сбылись: темпы роста цен на самый популярный бензин марки Аи-92 уже опередили инфляцию.

Цены на бензин кусаются все больнее
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Нефтепродукты продолжают дорожать. Росстат сообщил, что на прошлой неделе бензин Аи-92 на АЗС стоил 32,06 рублей за литр. Рост цен с начала года составил 8,2%. Аи-95 подорожал на 6,7% - до 34,87 рубля за литр. Эксперты утверждают, что до конца года цены на бензин вырастут на 10-15%. Между тем Центробанк сообщил, что в сентябре прогноз по инфляции на 2014 г. чуть выше 7%.

Получается, что «бензиновая» инфляция растет чуть ли не вдвое быстрее, чем вся остальная. А ведь пару месяцев назад вице-премьер Аркадий Дворкович докладывал премьеру Дмитрию Медведеву, что цены на дизтопливо и бензин уже достигли запланированного в целом на год уровня. По словам чиновника,«сейчас с нефтяными компаниями идет активная работа, и мы ожидаем стабилизации».

Как видим, ожидание сильно затянулось. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проводит расследование, выясняя, почему нефтяники завышают биржевые цены. Оно должно завершиться в октябре.

«В некоторых случаях может идти речь о возбуждении дел в связи с нарушением законодательства. Или по крайней мере о выдаче предупреждений», — заявил замглавы ФАС Андрей Цыганов.

В довершение всего Минэнерго РФ не исключает риск дефицита бензина в 2015-2016 гг. Дело в том, что в связи с возможными экономическими санкциями Запада вполне способна забуксовать программа модернизации российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

Глобальная модернизация нефтеперерабатывающей отрасли стоимостью $55 млрд, намеченная до 2020 г., обещает значительный рост выпуска бензина, а заодно и улучшение его качества. Однако при условии поставок по импорту больших объемов технологического оборудования, на поставки которого Запад уже грозился наложить запрет. Дефицит бензина может возникнуть потому, что, по словам заместителя директора департамента нефтепереработки Минэнерго РФ Юрия Злотникова, потребление этого вида топлива в стране граничит с показателем объема его производства.

Злотников считает, что в 2014 г. в России будет произведено 38 млн тонн автобензина классов 3, 4 и 5, в 2015 г. его производство составит 38,3 млн тонн (класса 4 и 5) и 38,9 млн тонн класса 5 в 2016-м.

На Международной конференции «Бензины 2014» в Москве в апреле этого года были озвучены такие цифры: внутреннее потребление бензина находится на уровне 33,5 млн тонн. Примерно 85% спроса приходится на бензины IV и V экологических классов. Спрос на этот вид топлива постоянно растет – примерно на 1 млн тонн в год. Мощности отечественных НПЗ с трудом поспевают за ростом рынка.

Специалисты считают, что ситуацию могут улучшить импортные поставки бензина из Белоруссии в размере 1,5 млн тонн в год. За январь-июль 2014 года Россия более чем на треть увеличила импорт автобензина из Белоруссии - до 812 тыс. тонн. Это меньше годового прироста бензинового рынка. Как столь незначительные поставки могут спасти россиян от дефицита топлива и как следствие подорожания бензина, а значит, всех прочих товаров и продуктов (цена некоторых наполовину состоит из стоимости доставки), чиновники не объясняют.

Игорь Минаев

Фото gazettelive.co.uk

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.