Андрей Костин, глава второго по величине банка страны, на Финансовом конгрессе Банка России, что называется, оговорился по Фрейду.

Он призвал «закрывать неэффективные производства», несмотря на все социальные издержки. Похоже, наши новоявленные капиталисты спят и видят, как бы сбросить с себя это бремя социального государства.
«Скажем, угольная отрасль. Давайте честно признаем: зачем нам столько угля производить? Шахтовый метод, он неэффективен, - заявил банкир. - Да, это социальные издержки, но надо этим заниматься. Если мы не начнем перестраивать экономику, закрывать неэффективные производства, у нас будет и нехватка рабочей силы, у нас будут и издержки расти, и так далее».
Аналитики отметили в этом выступлении несколько весьма знаковых моментов - оговорок по Фрейду, которые невольно выдают, о чем в действительности думал и говорил выступавший.
«Закрывать неэффективные производства» — это лексика из 90-х, из времен Гайдара - Чубайса, когда советское промышленное наследие разрушалось и продавалось в угоду западным компаниям, причем продавалось по дешевке. В скором времени страна получила тяжелейший кризис - и экономический, и социальный. С трудом выжила.
Сегодня у нас вся экономика — это сплошные социальные издержки. Миллионы малоимущих, крайне низкие пенсии, средние зарплаты, нарисованные Росстатом, высокие тарифы на услуги ЖКХ, кадровый кризис и чиновники, купающиеся в роскоши.
Теперь нам сулят «новую экономическую модель». Замглавы администрации президента Максим Орешкин: «Модель роста экономики у нас исчерпана, Россия выжала из спящего потенциала все, и теперь надо шагнуть вверх». Глава Центробанка Эльвира Набиуллина тоже считает, что нестабильные времена могут представлять собой новые возможности для экономического роста.
Вы верите, что, начав сегодня закрывать неэффективные, по их мнению, производства, наши управленцы позаботятся о миллионах людей, оказавшихся на улице? Запустят новые проекты, откроют новые производства, предложат работу? Дудки!
Опыт показывает, что закрытие шахт — это не просто оптимизация. Это гарантированный социальный взрыв!
«Эффективность — это не только прибыль здесь и сейчас. Это способность создавать продукт, сохранять технологии и рабочие места, - утверждает вице-президент «Опоры России» Дмитрий Пищальников. - Да, мы проигрываем в гражданском секторе, но в оборонке - мировые лидеры. Значит, проблема не в «ненужных заводах», а в системе управления».
Вот именно! Заводы еще как-то дают продукцию и работу людям, а господа управленцы за двадцать с лишним лет не сумели создать ничего путного. Академик Аганбегян уверяет, что в России доля олигархии - одна из самых высоких в мире. Наши миллиардеры получили за год 650 млрд долларов прибыли. И как это работает на Россию?
Павел Максимов.