До 90% зарубежных компаний, в том числе бизнес недружественных стран, например, Danone, Lactalis, Bonduelle, Globus, Leroy Merlin и другие компании, все еще работают в России.
Хотя кто-то и объявляет об уходе - например, Danone, - но на деле продолжает держаться за наш рынок. А ведь если бы эта французская компания покинула Россию, последовав уже отработанным примерам, это было бы эффективнее и для нее самой.
Любопытное исследование представили ученые из Швейцарии - профессор университета Санкт-Галлена Саймон Эвенетт и профессор Международного института управленческого развития в Лозанне Никколо Пизани. По их подсчетам, с рынка России ушло менее 9% европейских компаний, штаб-квартиры которых находятся в странах ЕС и G7. До февраля 2022 года в России работало 2405 компаний из этих государств, а также 1404 их дочерних фирм. Да и бизнес других стран тоже уходит из России неохотно - швейцарцы подсчитали, что РФ покинуло лишь 18 процентов дочерних фирм США, 15 японских компаний.
Есть и другие цифры. По российским данным, в экономике нашей страны занято почти 25 тысяч зарубежных компаний (но это с учетом и бизнеса из дружественных государств), и из этого числа ушло только около 150 компаний - эта цифра и вовсе составляет менее 1% от всего зарубежного бизнеса, работающего в России.
Весной 2022 года потребительское общество России было очень взволновано перспективой бегства из страны зарубежного бизнеса. Но оказалось, что это не так опасно для экономики России, даже наоборот: задачи импортозамещения стали реализовываться еще более активно, а на смену сбежавшим компаниям пришли другие дружественные фирмы, например, из Турции, Китая, Индии. Кроме того, иностранные компании продемонстрировали разный стиль «разрыва отношений» с Россией. Одни уходили с достоинством, например, как McDonald's, передав свой бизнес партнерам по франшизе, или как Рено, чей бизнес подхватил российский менеджмент. OBI продал свой бизнес российскому инвестору. Другие компании крепко держатся за деньги, которые зарабатывают в России, не хотят уходить такие компании, как французские Bonduelle, Lactalis (бренды молочной продукции President, Parmalat, Белый Город) и строительные гипермаркеты Leroy Merlin, американская Domino's Pizza, швейцарская Nestle, немецкая сеть гипермаркетов Globus… Есть и те, что оказались в странной ситуации, словно переминаясь с ноги на ногу, - то ли уходят, то ли нет. Например, шведский бренд одежды H&M, который то объявил об уходе и закрылся, то снова открыл свои магазины, и вот снова уходит - правда, теперь уже с проблемами: сразу целый ряд торговых центров подали иски к компании, потеряв крупные деньги из-за провала аренды.
Странная история и с крупной французской молочной компанией Danone. Более 20 лет она работала в России, ее продукция очень хорошо известна отечественному потребителю (даже не всегда подозревающему, что делает эти кефиры и творожки именно Danone) - «Простоквашино», «Активиа», «Актимель», «Тема» и другие. Да и с начала спецоперации на Украине Danone тут же заявила, что уходить не собирается. Но осенью 2022 года уже передумала: руководство компании сообщило, что Danone уйдет из России. Французы могли бы выбрать комфортный путь ухода - уже имея перед глазами примеры того, как покидали РФ другие компании. В том числе подумав о финансовой стабильности и своих производств, и персонала (а работают на предприятиях Danone, стоит отметить, тысячи российских граждан). Но этого не случилось. Сначала, как уже сообщалось в СМИ, Danone высказал слишком высокие ожидания по стоимости своего бизнеса - до 1 млрд долларов (чем отпугнул, похоже, потенциальных инвесторов). На этом все затихло. Еще один путь ухода с рынка для бизнеса - распродаться по частям. Но если Danone выберет такой вариант, то это резко ухудшит ситуацию и не даст возможность сохранить производство и бренды, не говоря уже о рабочих местах.
«Если бы Danone покинула Россию, например, последовав примеру McDonald's и другим компаниям, которые ушли по достойному сценарию, я думаю, это было бы эффективно как для самой французской компании, так и для российского рынка, - считает финансовый аналитик, экономист Елена Могилатова. - Наши производители используют более качественные, здоровые ингредиенты, и продукция будет иметь высокое качество, а само производство удастся сохранить».
А ведь уход бизнеса таких стран, как Франция, Германия, Великобритания, США, которые наиболее активно поддерживают Украину, - уже в том числе и желание самой России. Зарубежные компании, такие как Danone, фактически занимают огромную нишу, которую в силах занять и развивать отечественные производители. И тем более остро это стало ощущаться в нынешней непростой политической и экономической ситуации, под давлением западных санкций. Возможно, даже властям имеет смысл регулировать процентное соотношение отечественных и зарубежных компаний на рынке во всех сферах экономики, а также сохранение за российской стороной производственных мощностей уходящего иностранного бизнеса.
Юрий Соловьев
Фото: Pixabay.com