Бизнес. Финансы
3594 | 0

Без суда и следствия

Без суда и следствия
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Отношения бизнеса и правоохранителей часто у нас напоминают отношения кошки с собакой.

Повелось это еще при переходе к так называемым рыночным отношениям, когда едва нарождавшийся бизнес в силу обстоятельств приобрел криминальную репутацию. С тех пор и пошло...

Бизнес-омбудсмен Борис Титов обратился в Генпрокуратуру с просьбой об изменениях в Налоговом кодексе, чтобы изъять из него положения о возможности уголовного преследования бизнесменов до того, как вступило в силу решение об их привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Дескать, все чаще случаи, когда слишком бдительные правоохранители возбуждают дела, опережая установленный законом порядок. Скажем, у ФНС возникли подозрения, что какая-то компания хочет убежать от налогов, о подозрениях сообщается куда следует и там начинают раскручивать уголовное дело. Без суда и следствия.

И это наводит на мысль о мотивах. Еще в 90-х во всякие кооперативы, ООО и малые предприятия, у которых не имелось собственных охранных структур, органы входили, открывая дверь пинком, и в манере рэкетиров требовали уплатить штраф. За что - не важно. Главное - чтобы наличными, много и сразу в карман. Времена изменились, но бизнес по-прежнему кошмарят. Теперь почти официально.

Борис Титов объясняет, что действующая редакция УПК РФ предусматривает уголовное преследование предпринимателей по «налоговым» статьям только после направления органами ФНС в правоохранительные структуры не своих подозрений, а обращений о рассмотрении вопроса о возбуждении дела. В свою очередь, такое обращение в соответствии со ст. 33 Налогового кодекса должно быть направлено по истечении 75 дней после вступления в силу решения о совершении налогового правонарушения при условии, что за это время не были приняты меры для погашения недоимки.

А предприниматель должен быть предупрежден официально (!) о том, что отсутствие с его стороны мер по исправлению ситуации может расцениваться как подтверждение недостоверности сведений или подложности документов, которые были умышленно представлены в ФНС.

Такова предусмотренная законом процедура. Но действия органов в обход ее создают мощнейший коррупционный ресурс. И правда, ни одной инстанцией не оформлено налоговое нарушение, а предпринимателя уже таскают на допросы и всячески тормозят его бизнес. А потом ласково намекают, что дело можно и не возбуждать, но... небесплатно!

И стоит ли удивляться, что Генпрокуратура ответила на письмо бизнес-омбудсмена фактической отпиской. Правоохранителям тоже кушать хочется.

Лаврентий Павлов.

Фото: AdobeStock

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.