Новости экономики и финансов
1961 | 0

Автоматы вместо киосков

В московском правительстве появилась новая инициатива - не исключено, что вместо палаток жителям предложат торговые автоматы. Но смогут ли они заменить привычную торговлю и обеспечить москвичей необходимыми мелочами?

Автоматы вместо киосков
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Московское правительство уже пыталось реорганизовывать столичную торговлю: для этого предназначены стандартные павильоны, которые город сдает предпринимателям в аренду. Чиновники утверждают, что это очень удобно - производятся они со стеллажами, всем необходимым оборудованием и даже без проблем подключаются к электричеству. Но за все эти удобства придется дорого заплатить.

Даже стартовая цена аренды в пределах 30 тысяч рублей в месяц в зависимости от расположения объекта участникам торгов показалась завышенной. Уже в ходе проведения торгов она увеличивается более чем в три раза.

Скорее всего, газетные киоски тоже понесут потери. «Бизнес станет убыточным, киоски начнут закрываться. Никакой распространитель не сможет платить аренду, зарплату сотрудникам и нести многие другие расходы. Таким образом, разрушается устойчивый бизнес, который создавался 20 лет. Люди вложили деньги в подготовку кадров, логистику, интернет. И теперь все просто теряют», - говорит исполнительный директор Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.

Для того чтобы установить однотипные государственные киоски прессы, город потратит в общей сложности три миллиарда рублей - по 800 тысяч на одну торговую точку. Чиновники сами выберут распространителей, которым доверят продажу печатной продукции. И бизнесмены вынуждены будут выплачивать стоимость торгового павильона в виде арендной платы.

Когда множество киосков и маленьких магазинчиков готовится к предсказуемому закрытию, столичное правительство придумало, как найти им замену. Теперь усилия чиновников сосредоточились на производстве торговых (вендинговых) аппаратов. Уже решено, что этим, скорее всего, будет заниматься компания, известная тем, что установила на улицах Москвы автоматизированные киоски для продажи лекарств. Нельзя сказать, что бизнес стал массовым: москвичи по-прежнему предпочитают покупать таблетки в аптеках. Но департамент торговли неудача коммерсантов не смутила, и он благословил повсеместную установку агрегатов. Но вот смогут ли они заменить обычную торговлю? И не станет ли это пустой тратой бюджетных денег на заведомо убыточный городской проект?

И наконец, далеко не все автоматы, установленные на улице, смогут пережить морозы и привычные для нас перепады погоды. Пострадают даже те из них, что установлены в переходах, поэтому владельцы иногда предпочитают отключать технику -  убыток от простоя гораздо меньше, чем затраты на бесконечный ремонт.

Производители уже разработали вендинговые автоматы для зимы. Такой автомат уже стоит в парке Горького. Он продает горячий кофе и шоколад, но стоит на порядок больше, чем обыкновенный агрегат. Увеличивать количество таких машин администрация парка не спешит - похоже, они просто не окупаются. Так зачем повторять неудачный опыт?

Цена самого дешевого аппарата примерно две тысячи евро. Хорошая машина обойдется в среднем не меньше трех-четырех тысяч евро. «Единственные автоматы, которые могут себя окупить, - это машины по продаже чая и кофе, расположенные в офисных центрах, на вокзалах и в других точках, где потребители настроены выпить чашку этого напитка. Других примеров окупаемых автоматов я не знаю», - сказал нам член Ассоциации представителей малого и среднего бизнеса Алексей Козловский.

Даже продажа прессы через автоматы вызывает критику у экспертов. В большинстве стран мира машины, специализирующиеся на торговле газетами и журналами, держат только как дополнительную услугу в торговых центрах и других многолюдных местах. Сами по себе они не прибыльны. Если в нормальном киоске продается в среднем 1500 наименований товаров, то самый «продвинутый» автомат сможет предложить не больше 50.

«В Москве они глубоко убыточны, не имеют хорошего ассортимента продукции. Кроме того, часто ломаются, не дают сдачи, а машины без этой функции - прошлый век. Недовольны издатели, потребители, нет перспективы в подобном деле», - прокомментировали ситуацию в Ассоциации распространителей печатной продукции.

Н.П.

Фото PHOTOXPRESS

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.