Не только «сотрудники службы безопасности банка» и «офицеры ФСБ» названивают россиянам, чтобы поживиться их деньгами. В последнее время аферисты все чаще прикидываются медиками.
Новая схема обмана нацелена на пожилых людей, которые привыкли доверять сотрудникам районных поликлиник.
Жулики призывают россиян установить приложение «от Минздрава», обещая кешбэк за лекарства. Жертвой обмана стала пожилая москвичка, с банковской карты которой злоумышленники украли 287 тысяч рублей. Они позвонили ей через мессенджер, представились сотрудниками поликлиники и объяснили, что необходимо перейти на новую систему страхования, скачав приложение. Тогда якобы женщине-инвалиду будут перечислять на карту кешбэк за лекарства. Аферисты любезно продиктовали пенсионерке-инвалиду, что нужно делать, на какие кнопочки в телефоне нажать. После установки программы пожилая женщина уже не смогла зайти в свое банковское приложение, и ее сбережения были украдены.
Другая схема обмана связана с полисами ОМС. Жулики звонят якобы из местной поликлиники и информируют пенсионера, что его медицинский полис просрочен. Затем они убеждают жертву скачать «приложение Минздрава» для его продления. Мол, не нужно никуда ехать, мы позаботились о том, чтобы вам не пришлось выходить из квартиры. Просто сделайте несколько действий под нашу диктовку и продиктуйте нам код из СМС-сообщения, данные паспорта и номер вашего СНИЛС. Пожилые люди, которым сложно выходить из квартиры, ведутся на эту уловку.
На самом деле полисы обязательного медицинского страхования (ОМС) работают бессрочно и не требуют продления. Аферисты используют это незнание, чтобы заставить жертву установить на смартфон приложения, которые предоставляют им доступ к устройству и банковским данным. После этого все деньги со счетов жертвы исчезают. Но это полбеды: зная паспортные данные и СНИЛС жертвы, аферисты могут и кредит оформить на пожилого человека.
Кроме того, мошенники могут звонить под видом сотрудников поликлиники, чтобы записать на обследование «по поводу последствий пандемии ковида». Вежливо интересуются у пенсионера, когда ему будет удобно прийти. После этого просят оформить запись с помощью СМС-кода с портала госуслуг, что также позволяет им получить доступ к личному аккаунту жертвы. После этого аферисты могут оформить кредит на доверчивого человека. Настоящие сотрудники поликлиники никогда не просят никаких кодов.
Эксперты по кибербезопасности советуют в случае таких звонков сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации. Звонки от жуликов часто идут через мессенджеры. Не доверяйте таким звонкам от незнакомых людей. Важно помнить: никто не должен запрашивать СМС-коды или требовать установки приложений. Необходимо проверять информацию, перезванивая по номерам организаций.
Олег Павлов.
Фото: LEGION-MEDIA