Чрезвычайные происшествия. Криминальные новости.
11479 | 0

Голос как улика

Минцифры создает базу голосов телефонных мошенников и привлекает для этого искусственный интеллект.

Голос как улика
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

«Я милого узнаю по походке», - поется в известной песне. Но как узнать и доказательно привлечь за многочисленные эпизоды преступлений телефонных мошенников? Они же представляются не своим именем, меняют симки и IP-адреса, а жертва чаще всего даже не знает, как жулик выглядит. Оказалось, есть способ! Ведь голоса индивидуальны как отпечатки пальцев или ушные раковины. Искусственный интеллект способен отличить даже похожие по тембру голоса по тонким голосовым модуляциям. И теперь в России будут искать телефонных аферистов по голосу.

Для этого Минцифры собирается создать обширную базу записей голосов телефонных мошенников. Некоторые пострадавшие предусмотрительно записывают разговоры, а потом сдают эти записи полиции. Также поступают и те, кто понимает, что говорит с мошенником: записывают разговор и отдают куда следует. Но, конечно, большинство жертв ошарашены известием, что с их карты пропадают деньги и надо срочно перевести остатки на «безопасный счет», боятся, что их в чем-то «обвиняет ФСБ», поэтому никакие переговоры не записывают - не догадываются. Но записи все равно есть! Благодаря «закону Яровой» записи разговоров хранят какое-то время мобильные операторы на своих серверах.

Скоро базу данных голосов телефонных аферистов сформируют на основе данных операторов связи, которые фиксируют звонки. Заявлено, что для сбора данных о новых мошенниках задействуют ИИ-алгоритмы. Глава ведомства Максут Шадаев представил инициативу по созданию базы голосов мошенников на конференции «Безопасность клиента на первом месте». В рамках обсуждения комплекса мер против мошенничества создание биометрической базы выделили как ключевую задачу.

Однако потребуется согласие абонента на передачу разговора. Схема такая: пострадавший должен подать заявление о преступлении, а оператор - передать в базу запись разговора с мошенником с согласия человека. Кроме образцов голоса выявить мошенника будет можно по цифровому почерку, например по следам использования мыши и клавиатуры. Депутаты Госдумы собираются закрепить отдельным законом использование записей голосов мошенников на сайтах данных мобильных операторов для борьбы с мошенничеством.

Помимо этого, для пополнения базы данных голосов жуликов подключат и полицию. Гендиректор группы компаний ST IT Антон Аверьянов предложил включать в базу данные из уголовных дел. К примеру, если мошенник использовал свою карту и ранее сдавал биометрию, эта информация поможет предотвратить будущие преступления.

Мобильным операторам разрешат применять искусственный интеллект для анализа звонков и выявления мошеннических схем. Новые технологии помогут усилить защиту телефонных абонентов от преступников. Планируется, что телефонные соединения с мошенником, чей голос уже зарегистрирован в единой базе, будут прекращаться и блокироваться.

Некоторые операторы связи уже внедрили платные услуги для защиты абонентов. Так, МТС и «Т-Мобайл» предупреждают клиентов о подозрительных звонках. Подобные меры, надеются в Минцифры, помогут снизить риск мошенничества до принятия нового закона о кибербезопасности. Новый закон объединит все перечисленные инициативы и станет основой для борьбы с телефонными мошенниками.

Олег Павлов.

Фото: FREEPIK.COM

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.